С самого раннего детства бабушка, когда я собирался к кому-нибудь на День Рождения, говорила: «Лучший подарок - это хорошая книга». И бабушка с дедушкой и папа с мамой книги очень любили, за ними вечно «записывались», «гонялись», их «доставали из под полы», домашняя библиотека всегда пополнялась новыми красивыми переплетами классиков и современников.
Наверное именно с той поры я отношусь к книге, как к чему-то особенному, а не просто «набору буков на бумажке». Хоть сейчас читаю, в основном, электронные издания, все равно не могу равнодушно пройти мимо красивых корешков с золотым тиснением.
Что важно в книге? В книге важно ее содержание. Это удивительное состояние, когда чья-то мысль собирает буквы алфавита в причудливую мозаику образов, калейдоскоп картин, а то и полнометражный художественный фильм. Поэтому и появляются у людей любимые авторы, те люди, чей образ мысли схож с образом мысли читателя, над чьими буквами взгляд читателя может парить часами, как альбатрос над морем.
Идет жизнь, меняются увлечения людей, под воздействием внешней среды незаметно, но неизбежно меняется мышление и восприятие действительности. Меняются любимые авторы. Иногда в компанию к старым приходят новые. А бывает, что старые любимцы уходят, растворяются, что-ли, и ты, порой, не понимаешь сейчас, открывая книгу, над которой мог просидеть всю ночь лет двадцать назад, а что, собственно такого ты в ней нашел тогда… Но память о тех ощущениях, той радости слияния разума и строк не дает тебе швырнуть ее в печку.
Самые большие потрясения в обществе, вызывающие смену восприятия реалей не отдельных людей, а социума целиком конечно же связаны и политикой. Политике под силу многое. Политика - это основная созидающая и разрушающая сила мира. Если любовь - это опора семьи, то политика - это опора общества. Ошибочно думать, что политика зависит от решений одного человека. Каким бы огромным авторитетом в обществе не обладал человек, ему одному не в силах сдвинуть политический вектор. На это должно пойти все общество, целиком, ну или почти все. Всегда находятся люди, которые искренне и непредвзято думают иначе, чем большинство. И не потому, что они - враги остальному социуму.
Как раз нет, врагами они себя не считают. Скорее они себя считают врачами, некоторые - психиатрами, а самые одиозные и самовлюбленные - ветеринарами. Ну и пусть их. Просто их личный «интерпретатор правды» в момент поворота был настроен таким образом, что из тех же самых постулатов истины, они извлекли иные выводы, чем остальное большинство. Общество считает странными их, они считают странным и зашоренным все общество. Те из них, кто занимает активную гражданскую позицию, пытаются донести свои взгляды до остальных людей, раскрыть им глаза, объяснить, что их собственный взгляд на истину - единственно верный. Это обычное для социума явление. Потому, что все люди за правду. Просто у каждого человека она своя собственная.
Естественно, общество отторгает от себя людей, внезапно ставших не такими, не понятными, «чужими». И в этом обществе, естественно, быстро находятся ярые антиподы «чужих», кто-то из желания заработать политический вес, а кто-то просто в силу своей не пристроенной к делу кипучей энергии. Если общество, в целом, индифферентно к «чужим», особенно если последние, покинув социум, никак активно себя не проявляют, то люди-антиподы начинают с «чужими» активно бороться. Бороться с самой памятью общества об этих людях, напрочь забывая, что некоторое время назад общались с ними, жали им руку, искали их автографа на свеже напечатанной книге. И вот уже появляется нагромождение правил, призванное вычеркнуть «чужого» из истории. Снимаются с полок магазинов книги, запрещаются издания, перебирается библиотечный фонд.
Человеки! Что вы делаете? Да, пусть сейчас этот автор «чужой» для социума, несет в себе некую раздражающую этот социум идею. Но он стал таким недавно и именно под влиянием перемен, вызванных изменением политики социума. Мнения большинства повернуло в одну сторону, а его личная правда - в другую. Но ведь до этого, когда человек создавал те книги, он же шел вместе с вами! Пусть! Пусть не издается то, что раздражает социум сейчас. Пусть! Пусть под временным запретом находятся его новые изыскания слова, которым не по пути с современным социумом. Но старые его книги причем? Они уже написаны, прочитаны, одобрены или обруганы несчетное количество раз. Они уже переварены обществом и заняли свое место в Истории.
Человеки! Не вымарывайте Историю, иначе однажды История ответит вам тем же.
Хорошие книги живут гораздо дольше своих авторов. Могут меняться века, могут меняться целые эпохи, а Айвенго так и будет смотреть на красавицу Ребекку, зная, что никогда не назовет ее своей. И новые и новые поколения читателей будут с удивлением открывать для себя Москву Владимира Гиляровского, Аляску Джека Лондона или Муми-дол Туве Янсон, Фандорин из раза в раз будет с неослабевающей энергией искать турецкого шпиона, Шарапов - ловить «Черную кошку», Шерлок Холмс - собаку Баскервилей, а Леонид под звуки своей флейты поведет сквозь страшное метро Сашу.