Найти тему
Гончие и Гончатники

ОХОТА В РОССИИ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ !

«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего» (историк В.О. Ключевский).

История народа является его достоянием. Историю без народа всегда захочет присвоить народ без истории. Знание исторических корней, образа жизни, традиций, культуры народа, бережное отношение к прошлому предков, передача их следующему поколению – закладывают основу национальных ценностей, в число которых входит и охота. На просторах России всегда были умелые звероловы - и промысловики, и охотники-любители. Это не удивительно. Охота у русских народов буквально в крови – ещё Геродот в 5 веке до нашей эры охарактеризовал наших далёких предков как кочевников и ловких звероловов. А арабские географы и путешественники 10-ого века писали о торговцах роскошными мехами, прибывших на Чёрное море с севера. Ярким примером народности, жившей только охотой, были черемисы (марийцы) - финно-угоры, которые населяли центральную часть России между р. Волгой и р. Вяткой до Урала. От древней Руси до современной Великой России её жители значительно дольше были охотниками, чем земледельцами. По силе привычки и врождённой наследственной потребности – охота и сегодня остается одним из массовых занятий и главных удовольствий. Традиции русской спортивной охоты как «забавы молодецкой» начали складываться во времена превращения «лова» (промысла) в «охоту» – занятие, при котором наряду с добычей целью стало и получение эстетического удовольствия. Уже тогда, тысячу и более лет назад, возникло стремление не просто добыть зверя или птицу, но добыть его красиво, в честной спортивной борьбе «по правилам». И первым, кто заявил об этом, был Киевский великий князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого. Принцип честной охоты распространялся и на ту дичь, которая никак не могла быть опасной для охотника. В этом случае «правильность» охоты состояла в предоставлении дичи «её шанса». Охота - это не только ружье и снаряжение, охота - это состояние души! Привязанность охотника к Родине безгранична. С какой любовью смотрит он на свои поля, луга, рощи и вообще на окружающую местность. Каждый куст, бугорок, овражек красноречиво говорит его памяти о приятных событиях. Да и где может быть такое раздолье охотнику, как не в нашей безграничной России. Благодаря разнообразию огромных охотничьих угодий и обитавшим в них зверю и птице, охота на Руси развивалась в разных формах: промысловая, русская соколиная, русская псовая и ружейная охота. Промысловая охота, охотник-промысловик. Это современный русский язык, а ещё немногим более ста лет или трёх поколений охотников тому назад охотой называли лишь охоту любительскую, а промысловую охоту называли промыслом, а людей, им занимающихся, – промышленниками. Абсолютная разница этих понятий в глазах современников была очевидна. Охота – это когда добывают птицу или зверя по охоте, из блажи, а промысел – это труд, им деньги на жизнь зарабатывают. Охота с целью добычи шкурок куницы, бобра, белки или соболя. Во все века это был для России «золото-валютный запас» и предмет торговли со всем миром. Конечно же, наиважнейшим был промысел мяса. Распространена была охота на медведя, диких копытных – косулю, лося, сайгака, северного и благородного оленей. В большом количестве сетями отлавливались птицы, включая лебедей. В Московии обычным делом считалась охота на выдру и бобра, но после XVIII века она постепенно уступила место отлову тетеревов, лисиц, зайцев. В отличие от европейских стран, охота на Руси имела статус не столько развлекательный, сколько промысловой. Промысел (не путать с истреблением, уничтожением) дичи и рыб во все века решал продовольственную программу страны и был делом особой государственной важности. Последним периодом значимой для государства промысловой охоты был период СССР. Эта охота имела структурированный вид по территории страны, по организации приёмки и переработки продукции, по определению способов охоты и видам оружия. Соколиная охота – самый древний вид забавы русских князей и царей. Она пришла к нам с Востока и считалась исключительным правом государственных особ, и поэтому «простым смертным» было запрещено содержать ловчих птиц. Для охоты использовались ястребы, соколы, кречеты, которых вылавливали у побережий северных морей. Содержание соколятни с прислугой и птицами обходилось князьям и царям в крупные суммы, но те вовсе не скупились. В комплект одной птицы царя Алексея Михайловича, например, входили украшенные камнями золотые клобучки, колокольцы, нагрудники и другие аксессуары. Иногда таких птиц в качестве ценного подарка преподносили иностранным государям. Большими любителями соколиной охоты были Иван Калита, Дмитрий Донской, Борис Годунов, Михаил Фёдорович и его сын. Псовая охота - этот вид охоты пришёл к нам от татаро-монгольских князей в 16 веке после присоединения Казани и с запада с некоторыми экземплярами борзых и гончих. Именно уникальность России с её охотничьими традициями, рельефом, природой, зверями переродила восточные и западные корни этой охоты в «русскую псовую охоту». Псовая охота - добывание зверя с помощью гончих и борзых собак (или только одних борзых) - это самая яркая страница истории охоты в России! И хотя с собаками любили поохотиться и цари, она была больше распространена среди бояр и помещиков в 18-19 веках. Волк, лисица, заяц, реже косуля – объекты охоты в псовой охоте. Для охоты использовались лошади, гончие и борзые собаки. Содержание этих животных также было превращено в демонстрацию личных богатств. Известны случаи, когда помещики давали за одну борзую собаку семью (или несколько) крепостных крестьян, а за щенка голосистых гончих отдавали крепостного. Псовую охоту предпочитали Василий III (считается, что он ввёл её в русскую традицию), Пётр II, Елизавета. Ружейная охота пришла к нам вместе с модой на всё западное в конце 17 века. Разнообразие охотничьего оружия подтолкнуло к появлению своих оружейных мастеров. Выросла «русская ружейная охота» из двух основных корней. Первый – европейская ружейная дробовая охота, привнесённая на русскую почву выходцами из Царства Польского и остзейских губерний. Второй корень – промысловая охота губерний Русского Севера и Сибири, где царицей была винтовка. Благодаря лёгкости в добычи зверя и относительной дешевизне, эта охота быстро получила распространение среди бояр и средних слоёв общества. Цари же долгое время смотрели на неё как на холопскую забаву. Но с 19 столетия и она нашла своё признание в высших сферах. Применение ружья даёт возможность засадной, загонной, облавной охоты и преследование зверя. Ружейная охота подразумевает в себе применение различных пород охотничьих собак – легавых, лаек, гончих, розыскных. Мода на заграничные породы охотничьих собак породила свою российскую селекцию. Одним из первых известных селекционеров был граф А. Г. Орлов-Чесменский. Любителями ружейной охоты были Александр II и Николай II.

Каждая из перечисленных «Русских видов охоты» является Национальным достоянием России! Популярность того или иного способа охоты всегда во многом зависела от периода царствования (государственной элиты). Для крестьян основным оставался промысел при помощи подручного оружия и реже в сопровождении собаки - аборигенной гончей или остроушки. Для царской охоты всегда использовались специально обученные животные - птицы, собаки, лошади. Из всех русских правителей за 1000 лет только царь Фёдор Алексеевич и Пётр I не занимались охотой. В советское время (75 лет), охота вступила в свою "Золотую эпоху" – народное хобби, равность всех видов охот и интенсивное их развитие. Наиболее страстным любителем охотничьего оружия и охоты был руководитель страны Л.И.Брежнев.
«
Охота, вообще, есть сильное влечение, страсть к занятию любимым предметом и энергическое, настойчивое стремление к доведению до всевозможного совершенства как действий, так и различных принадлежностей этого предмета. Успех же в достижении желаемого молодит душу и тешит сердце охотников, бодрит и веселит стариков и молодёжь доводит до восторга. Но успех этот достигается не лёжа на боку, а приобретается трудом и тонким знанием всего относящегося до избранного предмета охоты» - авт. П.М.Мачеварианов.
Охота - бесспорно одно из лучших развлечений, после промысловых целей. Охота –древнейший, сложный, многогранный социо-культурный феномен. Охота безвредна для полевого и домашнего хозяйства - при правильной охоте в полной безопасности остаётся и озимь, и домашний скот, и птица, и дворовые собаки и коты. Охота полезна - как истребительница хищников, и следовательно, как охранительница дичи, своего рода регулятор численности. А сам Охотник – первейший охранник биоразнообразия, защитник населения от хищных животных, других природных напастей. В этом суть единства охоты и охраны охотничьих животных. Охота полезна в гигиеническом отношении - как моцион! Известный древнегреческий историк Ксенофонт в своём сочинении «Похвала Охоте» называет охоту «Божественным изобретением» и признаёт за ней громадное значение: «Охотники за этим занятием развивают телесную силу, тонкий слух, острое зрение и крепкое здоровье. И особенно охота важна, как подготовка к боевой жизни».
Во всех войнах
охотники и егеря составляют элиту разведки, снайперов, и устроителей походного быта. Охота отвлекает молодёжь от вредных соблазнов в обществе (компьютерная зависимость, наркотики). Охота поддерживает задатки того хорошего идеализма, которому нет места в городской интенсивной жизни. Пушкин писал: «Блажен кто смолоду был молод». Это далеко не всё полезное, что несёт нам охота! А всё плохое в охоте несут ее дикие деятели и руководители. Роль охоты на Руси, впоследствии Великой России, была важна стратегически. Издревле земли прибавлялись за счёт войн и охоты. Сибирь, например, стала частью России благодаря охоте. Русские люди пришли сюда в первую очередь за дикой пушниной, которая добывалась охотой. Создав адаптированную к местным условиям культуру природопользования, русские в Сибири остались русскими, что стало предпосылкой создания самой большой в мире страны. Охота, в первую очередь промысловая, стала естественной частью культуры сибирской деревни.
Нельзя не сказать об отношении к охоте разных конфессий в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране. Буддизм по-разному трактует свои отношения к охоте. В Коране охота упоминается несколько раз, как разрешенное и рекомендуемое занятие. У евреев нейтральное отношение. В дореволюционной России, когда Православие было основой русской жизни, охота – что в дворянской среде, что в мещанской или крестьянской – была делом совершенно естественным, и не было никаких особенных запретов или ограничений со стороны Церкви по этому вопросу. В Библии записано, что Господь заповедал людям употреблять в пищу мясо животных, птиц и рыб. Церковь правильную охоту считает богоугодным делом, иначе не было бы у охотников и рыболовов такого мощного помощника и покровителя, как святой мученик Трифон. Его житие охотникам хорошо известно. Но кроме мученика Трифона, покровителями охотников и рыболовов почитаются на Руси еще 19 угодников Божиих. В 2005 году по просьбе членов Русского охотничьего клуба и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была написана икона «Собор святых покровителей охотников и рыболовов» (она находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках). Святые, изображенные на ней, действительно не раз спасали людей от потопления во время бури и шторма, от гибели в суровые морозы, заблудившимся указывали путь, а охотникам и рыболовам даровали обильную добычу.
Перелистывая страницы многовековой истории государства Российского, приятно осознавать какую значимую роль играла «русская охота» и «охота» у всех наций в нашей многонациональной стране. Вывод напрашивается сам по себе: «Охота была, есть и, надеюсь, будет частью жизни народа России, его уклада со своей культурой и традициями, под неусыпным контролем и одобрением правителей и духовенства». Конечно, охота, за исключением её роли для некоторых народностей, проживающих на Крайнем Севере, перестала быть средством жизнеобеспечения людей. Однако, в соответствии с определением в «Толковом словаре» В.И. Даля как «ловля, травля и стрельба диких животных, как промысел и как забава», остаётся для миллионов людей в России, распространенным занятием в виде промысла, удовольствия, средством отдыха и особого время препровождения. Ещё в ХIХ веке для населения России умение охотиться было естественным, см. сказку Салтыкова-Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил». В сказке так же отражено, что слои населения, в силу различных причин оторванные от природы, утрачивают охотничьи навыки. Развитие цивилизации изменило сущность дошедшего до наших дней занятия охотой, изменило ее цель и значение, и в современном обществе потребовало четкой регламентации охоты и ее юридического определения. В "Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР", утвержденном СМ РСФСР 10 октября 1960 г., дано это определение: «Охотой признается выслеживание и преследование диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, с целью добычи». В книге «До того, как умрет природа» в 1968 г. Ж. Дорст справедливо отметил: «В наше время в индустриальных странах охота, конечно, утратила свою утилитарную роль как средство добычи пищи, но она сохранила спортивный характер и позволяет человеку удовлетворять свое влечение к дикой природе. Хотя это может показаться странным на первый взгляд, однако правильно понятые интересы охотников в целом совпадают с интересами "покровителей" природы, особенно когда речь идет о сохранении естественных мест обитания». В современной России 30 лет уничтожался СУВЕРЕНИТЕТ во многих отраслях и областях. Охотничья отрасль вместе с охотничьим собаководством не исключение и проживает не лучшие времена. Все эти несчастные 30 лет на охотничью отрасль в России примеряли западные лекала. Именно сегодня, в 2022 -2023 гг. Россия берёт курс на восстановление своего суверенитета. Я сильно надеюсь, что история России будет не забыта, и роль «охоты, как национального достояния России», для новых поколений будет представлена значимой и важной. Меняются поколения, условия, отношения к охоте, но не меняется истина – действия, направленные против охоты – угроза национальной безопасности России! Уважаемый читатель, я надеюсь, что вы поддержите меня в сущности изложенного. Охота в России – это Национальное достояние! Следующей публикацией из цикла «Национальное достояние России» будет «Охотничья культура». Культура в охоте, охота в культуре, охотничья культура, культурная охота, культурный охотник – всему этому дадим определение и объясним взаимосвязь этих понятий.

Цикл публикаций «Национальное достояние России» Эксперт-судья по гончим Кудряшов В.Ю. Городец, Нижегородская область. Февраль 2023г