Сегодня даже лингвистам, видимо, придётся считаться с появлением такого нового фактора, как ДНК-генеалогия. Который может не только насторожить, но даже помочь в разрешении ряда проблем из сферы языковедения. И, позволяет не гадать, кто у кого что заимствовал, а хотя бы определить – носители какого рода заселяли ту или иную территорию? Ниже об этом подробнее. А пока немного об английском.
В западном языкознании в основном в ходу законы Грима и Вернера, выявившими изменения (сдвиги), однажды случившиеся с «германскими» согласными в определенное время. Примером первого акта такого сдвига стал переход первичных смычных согласных в щелевые: p → f, k→ h, t → th (ТЕ → the, ТОТ → that). Но что, или кто мог повлиять на такой сдвиг, языковеды могут только предполагать на основании археологических данных. А германскими ли были изначальные согласные, оставалось полагаться только на археологов. Однако на изначальную праязыковую палитру согласных повлияли в «германских» языках три акта известных филологам изменений.
И ряд примеров сдвига согласных:
p → f: ПЛОТ – FLOAT, ПЛЫТь – FLEAT, ПЛАТо – FLAT, ПОЛный → FULl; ПОЛБа (сорняк, полевые цветы) – FLOWer.
k→ h: КРОВ (крыша) → HROF → roof [руф]);
t → th: ТАЯТь → THAW
d → t: ДРать, ДЕРу → TEAR (рвать, содрать, драть). Санскрит: drnati (рвать, терзать). От ПИЕ корня *der-. Формы санскрита «drnati» (дернуть), а тем более древнеанглийского «teran» – вторичны по отношению к русскому «дер» (деру, драть). Эта же форма сохранилась и в большинстве славянских языков.
Так что, первичные корни приведенных слов НЕ ПРОСТО напоминают русские, происходят из языка древних предков русов.
Стоит ли при этом считать русский язык «германским», если в нем указанные исконные согласные праязыка за тысячелетия не изменились? Более того, сохранились во всей праязыковой полноте до сих пор. Очевидно, что языковеды именно язык предковой древнеарийской общности Восточной Европы наименовали «германским». Отсюда и мифическая «германо-балто-славянская общность», и многочисленные «германские» племена Тацита западных источников.
Впрочем, общие соображения западных «учителей», а также их явная германоцентричность раз и навсегда утвердили положение о вторичности группы славянских языков. Так же и положение русского языка в этой группе сознательно установлено как вторичное, чтобы вольно или невольно нивелировать очевидную главную роль, которую играл язык древнейших предков русов в образовании как славянских языков, так и всех западных.
О ведущей роли языка древних обитателей Русской равнины приходится говорить всё больше, не только из противодействия западной лингвистической картине, но и опираясь на современную парадигму реального верховенства праязыка наших предков в Европе. Согласится ли на это кто-то там, «за бугром»? Конечно, нет! Согласится ли на это без достаточных на то оснований российская лингвистическая наука? Не думаю! Хотя стоило бы уже обратить внимание на последние топонимические данные и факты приведенные ДНК-генеалогией.
Еще несколько примеров из английского языка.
Было в древнеанглийском языке 13 в. для обозначения хлеба такое слово, как hlaf [хлаф]. На древнефризском оно вообще звучало, как [хлэф], а на древне-верхненемецком hleib [хлэйб]. С другой стороны, территория последнего совпадает с территорией западных славян. Так что, этот верхненемецкий, особенно древний вариант, надо рассматривать через призму славянского языка, где это слово в виде «хлеб» существовало.
А в современном английском языке после потери начального h слово hlaf дошло до формы Loaf – батон, буханка, Хлеб → loaf (хЛБ → LF).
Возьмем слово «перевернуть» = пере-верн-уть (пере-верт-еть). Приставка пере- в латинском сократилась до per-? Корень vert не изменился. Суффиксальное окончание, как и все флексии в английском, после перехода ударения на первый слог отпадает (редукция). И получаем английское Pervert – искажать, перевирать, извратить, отвращать (перевернуть). Просто и убедительно.
Кстати, пракорень русов вер\вр (вертеть\вернуть\вращать) очень плодотворный в английском и латинском.
На его основе – ряд, вышедших из древнеанглийского слов – wry, wrong, wring, awry, inward. В основе каждого ПИЕ корень *wer- "повернуть, согнуть." Остальные – все из латыни - version; adverse; anniversary; avert; converse, convert; diverge; divert; evert; extrovert; introvert; invert; obverse; pervert; revert; subvert; universe с тем же пракорнем .
К слову, на санскрите сохранились те же корневые согласные vṛtti в слове "поворот".
На самом деле, если перешерстить латинскую лексику, например, те латинские слова, которые въелись в современный русский язык в качестве заимствований, то там – просто россыпь русских корней. но об этом в другой раз.
Генеалогия рода.
Научных открытий прошлых столетий, которых современники проклинали, называли лженаукой, а иных и на костре сжигали, как Джордано Бруно, заявившего о множественности обитаемых миров, было немало. В недавней нашей истории также, когда на Западе создавали компьютеры и цифровые технологии, у нас кибернетику – тогда ее так у нас называли – клеймили самыми последними словами. «Последние слова» приводить не буду – в 70-80-е годы их знал каждый.
Речь же о ДНК-генеалогии и об использовании ее метода в исторической хронологии. Казалось бы, какая разница – генетика или генеалогия? Лингвисту-то это зачем? А лингвисту из всего этого нужно знать, что носителей языка, группу людей, объединяет определенное родство. Это не случайный набор лиц, а некое родственное объединение. Изначально их объединяло общее происхождение от единого предка – главы рода. А по определению единый язык.
Но когда известно направление миграции рода и ее хронология, можно начинать связывать лингвистические события той ли иной территории в связную картину.
Суть родства от отца к сыну, и ко всему дальнейшему потомству по мужской линии – это передача как эстафеты его мужской Y-хромосомы. Это и есть генеалогия рода (gene – род, logos – основа). Y-хромосома отдельного рода во времени обрастает «историей», которая записывается в ней в виде меток, отмечающих сбой (мутации) в правильном расположении нуклеотидов в ней. Это гаплогруппа –группа схожих гаплотипов, имеющих общего предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками. Хотим или не хотим, но у каждого мужчины таким образом записана вся предыдущая история его рода по мужской линии от самого первого его предка..
Между тем, гаплогруппа не определяет язык, она его только его сопровождает. Но не всегда. Иногда языки приобретаются, а гаплогруппы остаются. Бывает и наоборот – гаплогруппы меняются, а язык остается. Например, в Венгрия язык финно-угорский, а гаплогруппы N1a1 всего 0.5%, то есть, почти нет.
Современные русские являются сегодня потомками четырех основных родов (гаплогрупп) – R1a (47%), N1a1 (20%), I (I1 + I2a) (17%), R1b (7%). Все они в разное время пришли на Русскую равнину и включились в состав русского народа с неизменным освоением базового языка русов.
Фактические данные показывают, что носители R1a, как непосредственные предки древних русов и ариев уже как минимум 5 тысяч лет назад перешли из Европы на Русскую равнину, заселив территории от Балтийского до Черного моря. Они и явились носителями праязыка древнеарийской общности, предположительно праславянского, позже названного индоевропейским. К тому же, нигде, кроме Русской равнины, вы не найдете такой россыпи арийской гидронимии, которой буквально усеяны территории Вологодской, Архангельской, Тверской, и др. областей северной части России и Карелии, а также Северного Причерноморья. Впрочем, на «арийское» Причерноморье усилиями О. Трубачева обратили внимание в первую очередь. Северную же часть России определенно обошли достойным вниманием, пока на эту территорию на указали Н. Гусева и С. Жарникова.
Итак, с Русской равнины носители R1a прошли до Южного Урала и примерно 4000 лет назад далее, в Южную Сибирь, основав там андроновскую археологическую культуру. 4000-3500 лет назад прошли в Среднюю Азию и примерно 3500 лет назад как арии перешли в Индию и Иран, принеся туда арийские диалекты. На основе которых образовался санскрит. Но все вместе взятое по сути «замкнуло языковую связку с арийскими языками (R1a) и привело к появлению индоевропейской семьи языков» (А. Клесов).
Таким образом, время праславянского языка предков русов, на котором говорили носители R1a на Русской равнине, опережает время санскрита в Индии на 2500 лет. То есть даже на расстоянии в 6000 км и через 25 столетий, пришедшие в Индостан арьи сохранили основы предкового языка Русской равнины, откуда они однажды сдвинулись в сторону Индии (гаплотип R1a-Z93-Z2123).
Большинство современных этнических русских относится к ветви гаплогруппы R1a-Z280, оставшейся 5 тысяч лет назад в Восточной Европе, после ухода ариев (R1a-Z93) на восток. Поэтому, поскольку исторического имени у этой ветви нет «Их справедливо назвать русами».
Нельзя не напомнить и о гаплогруппе N1a1. Ее носители вышли на Русскую равнину со стороны Урала 3000-3200 лет назад. Примерно 2500 лет назад они прибыли на берега Южной Балтики. А на территорию современной Финляндии 2000-1500 лет назад. Сегодня N1a1 в составе населения Литвы, Эстонии, Латвии порядка 40 %, впрочем, столько же примерно 40% и R1a. Об этом говорилось не раз.
О вторичности санскрита по отношению к предковому языку русов нужно сказать отдельно. Особенно после одного из настойчивых комментариев в Дзен:
"Русы/россаланы раньше жили в бактрии и говорили на бактрийском языке. О нем мало сведений, но наверняка он был очень близок санскриту, в силу генетической и географической близости с индийскими ариями. Поэтому санскрит по сути предшественник древнерусского языка".
Это при том, что славяне никак не могли говорить на санскрите, Поскольку санскрит был продуктом шлифовки и модификации древнеиндийского языка древнеиндийским лингвистом Панини в Индии, только в 5 веке до н.э.
Надо ли говорить после этого о причине и следствии? Причина – это ведический язык древне-русо-арийской общности 5000 лет назад. А следствие – это, отстоящий на расстоянии в 2500 лет, санскрит! Так, кто кому предшественник?
Между тем, Госдума приняла на днях поправки в закон «О государственном языке». Поправки призваны стимулировать чиновников и граждан соблюдать нормы литературного русского языка в публичной сфере и минимизировать использование иностранных слов. Будет здесь что обсудить!
Тут же припомнились расхожие уже сегодня «лук» и «сплит». Причем не просто лук, а именно английское «look» (смотреть) в форме «внешний вид». Мало того, что мы все латинские слова с русским корнем «вид» уже давно переняли – видео, визуализация, визионер, так теперь и «look» прихватили. Хотя в русском языке вполне хватает своих слов, чтобы вместо «лука» сказать – образ, вид. Скучновато? Но по-русски и очень доходчиво.
Теперь о сплите (split). Этим словом банкиры принялись величать некогда очень распространённую «рассрочку», то есть возвращение денег банку по частями и без процентов! Спросите у любой своей бабушки, что такое рассрочка.
А вот этимология слова split не могла обойтись без русского следа. По словарям это слово появилось в английском в 1580 г. Полагают, что из нижненемецкого, то есть можно говорить о влиянии балтийских славян. Иначе откуда Proto-Germanic *spleitanan, а еще ранее ПИЕ корень *(s)plei- расщеплять. Или русское ра-с-плет-ать. Здесь явно виден древний глагол в русском языке – плести\плету.
Также приведу любимый мой пример из английского splash – всплеск, выплеск, плеск. Интересно, что если убрать приставку "s", то получим снова полноценное существительное плеск: plash. Можно спросить, а в чем здесь фишка? Фишка в том, что в так называемом Old English имело место просто plæsc [плэск], вероятно подражательное. Откуда эти плеск, или всплеск там, думаю, остается только догадываться. Только не долго.
Обо всем этом и другом читайте в книге «Когда Британия не знала английского». Ее можно приобрести на «Озон» или в «Книжной лавке писателей» на Невском проспекте Санкт-Петербурга: https://lavkapisateley.spb.ru/
Подписывайтесь, много других статей на канале: https://dzen.ru/bonorus