Найти тему

Крымские выкрутасы.

Тщеславие, хвастовство, стремление выделиться - всегда были присущи человеку, особенно если он хотел подчеркнуть свой статус или богатство. Отсюда, в том числе, происходит известное ироничное выражение про количество «перьев»: у кого их больше, тот и главнее. Но это у индейцев или у коренных жителей «чёрного» контента принято мериться положением в обществе таким способом)). В иных же культурах выделиться старались не только нарядами, но и домами: чем выше или краше строение, тем и «круче» во всех смыслах его владелец.

На самом деле, «украшать» перьями любили и в просвещённой Европе и не только наряды: перья умудрились воткнуть даже на древний солярный символ. Деталь набережной дворца Борромео на Изола-Белла, Лаго Маджоре, Италия.
На самом деле, «украшать» перьями любили и в просвещённой Европе и не только наряды: перья умудрились воткнуть даже на древний солярный символ. Деталь набережной дворца Борромео на Изола-Белла, Лаго Маджоре, Италия.

То есть, возможно, именно тщеславию и хвастовству - не самым лучшим чертам человека - мировая культура обязана шедеврами искусства и архитектуры, да и просто приятными глазу зданиям, формирующими комфортную среду обитания людей.

Согласитесь, ведь глядя на красивые, необычные строения как у себя дома, так и в путешествиях по другим городам и странам, мы в самую последнюю очередь думаем о том, что вот этот роскошный дворец с грандиозным парком или вот этот частный дом с затейливым декором фасада - не только свидетельство тяги к прекрасному его владельца, но и, возможно, его банальное желание выделиться на фоне соседей и показать свой достаток: мы просто любуемся на прекрасные творения ума и рук человека без всяких «осуждающих» мыслей.
«Рядовая» частная вилла, Санта-Мария-Лигурия, Италия.
«Рядовая» частная вилла, Санта-Мария-Лигурия, Италия.
Эта статья - продолжение публикации «Зачем в Крыму звонит мистическая клепсидра жизни» и, конечно, тому, кто ее не читал, лучше всего сначала прочесть ее, а потом вернуться к этой. Однако, эта статья вполне самодостаточна и будет полезна тем, кто не только хочет получить объяснение того, что и как крутится и звенит на башне одного из домов в курортном посёлке Южного берега Крыма, но и тем, кто хотел бы сам украсить свой дом яркой затеей, «выкрутасом», вроде курантов или неким подобием астрономических часов на Староместской площади в Праге или «танцующих» (Якорных) часов в Вене. Здесь я поделюсь личным опытом того, как можно, обладая достаточно скромным бюджетом, сделать если не шедевр, то просто необычную достопримечательность своего города, посёлка, да хоть дачного кооператива. И не только в виде часов.
Башня с курантами виллы Бальбьянелло на озере Комо, Италия.
Башня с курантами виллы Бальбьянелло на озере Комо, Италия.
Слева: часы на фасаде театра кукол Образцова, Москва; справа: часы на Староместской Ратуше, Прага; внизу: часы между зданиями компании «Анкер», Вена. Изделия штучные, наисложнейшие, дорогие. Едва ли под силу даже богатому частнику, индивидуалу.
Слева: часы на фасаде театра кукол Образцова, Москва; справа: часы на Староместской Ратуше, Прага; внизу: часы между зданиями компании «Анкер», Вена. Изделия штучные, наисложнейшие, дорогие. Едва ли под силу даже богатому частнику, индивидуалу.
Куранты с динамической инсталляцией «Клепсидра Жизни» на частном доме в селе Малый Маяк, Южный берег Крыма, Россия. Именно о том, как это было сделано, как работает и что значат издаваемые установкой звуки и совершаемые ею «выкрутасы», можно будет узнать из настоящей статьи.
Куранты с динамической инсталляцией «Клепсидра Жизни» на частном доме в селе Малый Маяк, Южный берег Крыма, Россия. Именно о том, как это было сделано, как работает и что значат издаваемые установкой звуки и совершаемые ею «выкрутасы», можно будет узнать из настоящей статьи.

Да, я испытываю слабость к культуре средиземноморских стран - к тому, как их жители умеют уютно и красиво обустроить среду своих городков на радость себе и туристов со всего света. Но я стою исключительно на патриотических позициях и лучше из своей «деревни» сделаю свой «рай», чем буду вздыхать по чужому: «А вот у них там… не то, что у нас…»

Итак, желая украсить не только свой крымский дом, но и приморский посёлок Малый Маяк оригинальной достопримечательностью, я задумал сделать что-то не совсем ординарное, хотя и в традиционной форме курантов с движущимися картинами или фигурами.

Кстати, желание моё было обусловлено не тщеславием или хвастовством (но не хотите в это верить - не верьте, считайте меня «понаехом-выпендрёхом»😆), а токмо стремлением внести яркий, но гармоничный штрих в пейзаж этого древнего Таврического поселения и задать некий «образец» для подражания для тех, кто будет здесь «строиться» из таких же «материковых», как я, купивших землю в Крыму.

Идею о том, что надо стараться не только не уродовать при строительстве сложившийся крымский пейзаж, но украшать его и тщательно сохранять древние артефакты - от камней до деревьев, - я пропагандирую на собственном примере во многих своих статьях на этом канале.

Про основной дом, который был нашей семьей куплен и после сделки был лишь отремонтирован и обустроен внутри под наши потребности и в нашем вкусе, я подробно писал в других статьях (а о постоянно обустраиваемом саде пишу и буду писать впредь).

Нет, это - не надгробный памятник любимой птичке. Это - основа под ложе для отдыха с видом на море, объединённое с поилкой для птиц. Процесс работы в феврале 2023 года; как это будет выглядеть уже весной, обязательно покажу и поделюсь опытом создания малых форм для сада.
Нет, это - не надгробный памятник любимой птичке. Это - основа под ложе для отдыха с видом на море, объединённое с поилкой для птиц. Процесс работы в феврале 2023 года; как это будет выглядеть уже весной, обязательно покажу и поделюсь опытом создания малых форм для сада.

Внешне дом менять не надо было, да и нам он нравился в своей изысканной простоте. А когда мне потребовалась творческая мастерская в виде пристройки над дворовой парковкой, вот тут я решил ее сделать несколько необычной, хотя и в стиле уже существующего главного жилого строения.

В проект этой пристройки были сразу заложены и башенка под колокол и ниша под часовой диск. Это было важно сделать ещё на этапе проектирования, так как флигель делался из ЛСТК и что-то закрепить на фасаде после постройки уже было бы невозможно без серьёзных переделок.

На переднем плане - пристройка над дворовой парковкой из ЛСТК  (крыша - металлочерепица), на втором плане - основной дом (под черепичной крышей). То, что пристройка выглядит крупнее дома  - оптический обман: основной дом в 4 раза больше.
На переднем плане - пристройка над дворовой парковкой из ЛСТК (крыша - металлочерепица), на втором плане - основной дом (под черепичной крышей). То, что пристройка выглядит крупнее дома - оптический обман: основной дом в 4 раза больше.

Колокольный звон - что русский, церковный, что от часов-курантов - мне нравился с детства. Ещё бы: все-таки я родился недалеко от башен Московского Кремля, на Малой Никитский улице, да и в Суздале бывал)). К сожалению, церковные колокола в России в прошлом веке из обязательного атрибута не только городской, но и сельской жизни, превратились в диковину. Поэтому тем более мне нравилась в странах Средиземноморья, да и Европы вообще, сохранившаяся там традиция колокольного звона не только на церквях, но и на башенных часах даже в маленьких поселениях.

И вот, активно поучаствовав в обретении маломаякским храмом Иконы Иверской Божией Матери нового колокольного ряда, я решил сделать «свои» куранты с колокольным звоном на возводимой пристройке.

Исследовав «рынок» производителей башенных часов, я с сожалением понял, что это весьма и весьма дорогое удовольствие, измеряемое в сотнях тысяч рублей, если заказать куранты с колокольным боем «под ключ». И даже заплатив «круглую» сумму, я получу весьма стандартное устройство: часы - они и в Африке часы, хоть и на башне.

А я хотел «эксклюзива», чтобы был и звук и движение картинок и фигур!

А за эксклюзив просили уже астрономические деньги, да и не особо хотели связываться с каким-то «частником»: я же не губернатор Республики Марий-Эл, где в Йошкар-Оле на здании художественной галереи установили роскошные часы с движущимися в окнах и на фасаде фигурами, по сравнению с которыми Пражские часы - всего лишь старенькая музыкальная шкатулка (шучу , конечно, но масштаб и сложность работы часов в этом российском регионе впечатляет).

Часы-куранты с движущимися фигурами на здании художественной галереи в Йошкар-Оле. Кстати, разработкой и созданием этого чуда инженерной мысли занималась целая лаборатория одного из технических  ВУЗов.
Часы-куранты с движущимися фигурами на здании художественной галереи в Йошкар-Оле. Кстати, разработкой и созданием этого чуда инженерной мысли занималась целая лаборатория одного из технических ВУЗов.

Тогда я решил сделать куранты сам , ну в том смысле , чтобы самому разработать и концепцию и схему их работы, а отдельные части по своим чертежам доверить сделать профессионалам.

С собственным «креативом», как у художника, у меня всё было в порядке: за основу я взял свой полиптих из семи картин в стихах «Клепсидра Жизни», о котором уже сказал выше.

Напомню: его смысл в том, как воспринимает человек течение времени в разные периоды своей жизни - от «неощущения» бега времени в начале жизни до страстного желания его затормозить ближе к концу своего существования. Течение, убывание отмеренной судьбой жизни, я сравнил с убыванием уровня воды в «водяных» часах - клепсидре.

Но ведь также я заложил в этот полиптих мысль «круговорота» бытия, что было отражено в стихах и живописи, но нельзя было отразить в развеске картин: требовалась не плоскость, а круговая диорама (идеально бы подошла круглая комната, но в нашем доме таковой не было 😁).

А вот если разместить картины и стихи на поверхности вращающегося вокруг своей оси диска, то тогда вся идея была бы воплощена в жизнь полностью.

И, конечно, тут мне пригодились знания о Пражских часах и первых Кремлевских курантах Москвы, где вращались не стрелки, а диск с цифрами.

Принципиально, первые  часы на Спасской башне Московского Кремля выглядели вот так: вращаются  диски, а стрелка-луч стоит на месте.
Принципиально, первые часы на Спасской башне Московского Кремля выглядели вот так: вращаются диски, а стрелка-луч стоит на месте.

Как я подробно написал в статье про живописную «Клепсидру Жизни», жизнь человека я условно разбил на 7 периодов, ассоциировав их с днями недели:

Рождение-Воскреснье,

Детство-Понедельник,

Юность-Вторник,

Средний возраст-Среда,

Зрелость-Четверг,

Старость-Пятница,

Уход-Суббота ,

снабдив каждый период коротким четверостишием-характеристикой и сочетанием цветных фигур с особым расположением на холсте. Напомню, как этот полиптих выглядит внутри дома, на лестнице:

«Клепсидра Жизни» полиптих в стихах. Холст, масло, дерево, металл, пластик. Victor Fecit, 2020
«Клепсидра Жизни» полиптих в стихах. Холст, масло, дерево, металл, пластик. Victor Fecit, 2020

Для часов же я разместил репродукции картин и тексты стихов на символическом солнечном диске, подчёркивая то, что мы вращаемся вокруг Солнца, а Солнце - само лишь одно из звёздных тел в бесконечной и движущейся Вселенной:

Макет диска для печати на листе металлизированного  пластика.
Макет диска для печати на листе металлизированного пластика.

Сложность воплощения концепции в «часах», которые бы указывали время без привычных стрелок и цифр была уже в том, что день не хотел делиться на 7 равных частей, ведь количество часов в сутках не кратно этому числу.

Кроме того, я задумал сопровождать каждый поворот, то есть смену «периода жизни», колокольным боем, отбивающим текущий час. А как это сделать, имея «всего» семь картин?

Да и вообще, ЧТО ЭТИ ЧАСЫ ДОЛЖНЫ ПОКАЗЫВАТЬ в смысле обозначения текущего времени?!

А еще же я НЕ хотел, чтобы колокольный звон был круглосуточно, дабы не нарушать закон о соблюдении тишины: в общем, задача была и сохранить зрелищность, и сделать что-то необычное, но понятное, а при этом не получить повестку в суд за нарушение общественного порядка и нравственности за свои «выкрутасы».

Конечно, сложнее всего было найти компромисс между чётным количеством часов в сутках и нечётным количеством периодов в моей интерпретации жизни, ассоциированной с неделей. Но я-таки скрестил «коня и трепетную лань»)).

Решил, что колокол будет отбивать «сессии» ежечасно с 9-00 до 21-00 соответствующее количество раз (таким образом я сделал кратность «сессий» 7-ми, то есть их будет 14 в сутки). Одновременно это позволит не «шуметь» ранним утром и ночью, так как с 21-00 до 9-00 они будут и «стоять» и не звонить.

Ну а вращаться диск для «смены дней недели», олицетворяемые картинами и стихами, будет раз в два часа, то есть каждый нечётный час: в 9-00, 11-00, 13-00, 15-00, 17-00, 19-00 и 21-00.

Показывать же «часы» в особом окошке будут не время, а «текущие периоды» дня, то есть в моей интерпретации :

с 9.00 - Время Позднего Утра - до 10.59

с 11.00 - Полуденное Время - до 12.59

с 13.00 - Время Разгара Дня - до 14.59

с 15.00 - Время Позднего Дня - до 16.59

с 17.00 - Время Окончания Дня - до 18.59

с 19.00 - Время Раннего Вечера - до 20.59

с 21.00 - Поздний Вечер,Ночь,Утро - до 8.59

Согласен, устройство совершенно не подходит для определения точного времени, зато уж точно такого НИГДЕ В МИРЕ БОЛЬШЕ НЕТ. А в России, в Крыму, в селе Малый Маяк - ЕСТЬ😀!

Теперь, как в том анекдоте про супер-самолёт с тремя бассейнами и теннисным кортом внутри: надо было чтобы это всё «хозяйство» не только взлетело вращалось, да ещё и звонило, не говоря уж о том «А ГДЕ И КАК ЭТО ВСЁ СВАЯТЬ В ПРИНЦИПЕ?!», ведь задача состояла из следующих частей:

  • Сделать диск с изображением
  • Найти подходящий колокол
  • Сделать механизм боя в колокол
  • Сделать механизм вращения диска
  • Все это собрать на здании.

В итоге надо было эти части синхронизировать, да ещё и дистанционно (в то время я не мог находиться в Крыму, к тому же в Крыму у меня не было даже предположений, кто смог сделать хотя бы диск на металле).

Самый простой вопрос был с диском и колоколом: цветную печать на мраморе и металле мне уже делала одна Московская фирма для «затей» на подмосковной даче, например, все надписи на памятных досках сделаны методом фотопечати:

Процесс фотопечати на мраморе.
Процесс фотопечати на мраморе.
Одна из мраморных досок с напечатанным текстом, уже уставленная на пирамиду в честь столетия деда жены по моему проекту: я писал о ней в одной из статей про сохранение памяти о предках. Если надписи «выбивать» в мраморе, это обошлось бы в разы дороже.
Одна из мраморных досок с напечатанным текстом, уже уставленная на пирамиду в честь столетия деда жены по моему проекту: я писал о ней в одной из статей про сохранение памяти о предках. Если надписи «выбивать» в мраморе, это обошлось бы в разы дороже.

С колоколами было ещё проще: к счастью, в стране активно возрождаются традиции литья церковных колоколов и я вышел на артель в городе Тутаев под Ярославлем, делающую колокола по старинным лекалам и технологиям. Оставалось только выбрать размер, а значит и звук колокола (мне присылали аудиофайлы с записью звучания колоколов разного веса и стоимости). Остановился я на почти 3-х пудовом красавце, издающим ноту «Ля» стоимостью в лето 2020 года 1410 руб/кг. Скажу честно, прежде всего я ориентировался на бюджет и сейчас немного жалею: если бы не экономил, а взял колокол на 75 кг, издававшим густую «Соль», звук был бы менее звонкий и более солидный, чем имею сейчас.

Фото колокола, уже доставленного в Крым на берег Чёрного моря, правда уже с механизмом боя, для чего ему пришлось сначала совершить путешествие с берегов Волги, из Тутаева, на берега Невы, в Санкт-Петербург, но об этом будет дальше,
Фото колокола, уже доставленного в Крым на берег Чёрного моря, правда уже с механизмом боя, для чего ему пришлось сначала совершить путешествие с берегов Волги, из Тутаева, на берега Невы, в Санкт-Петербург, но об этом будет дальше,
Визуализация размещения колокола на башенке в процессе ее строительства.
Визуализация размещения колокола на башенке в процессе ее строительства.

Как и положено солидным башенным часам, мои куранты, перед тем как отбить ежечасное количество ударов, делают перед этим небольшой перезвон. Да, я мог бы разместить там несколько колоколов разных «тональностей», чтобы проигрывать целую мелодию и в расчёт толщины балки это было заложено, но я опять пожмотничал 🤷‍♂️.

Тем не менее, даже в перезвон из ударов с разными интервалами в один колокол я заложил смысл: это буквы из азбуки Морзе. Но что именно этот перезвон значит, я как-нибудь расскажу в другой раз, пусть пока это побудет тайной)).

В своей прошлой статье на эту тему я обещал открыть другую тайну, волнующую местных жителей: кто же звонит в колокол - я или специальный человек, каждый час залезая по особой лестнице на «колокольню»?
Так кто же звонит в колокол, глядя на Аю-Даг?
Так кто же звонит в колокол, глядя на Аю-Даг?

Разочарую: в русский бронзовый колокол бьет импортный молоточек с электроприводом, которым управляет электронная система, произведённая одной из итальянских фирм, специализирующаяся с 1879 года на башенных часах с колокольным боем (в ее «портфолио», например, есть куранты на королевском дворце в Неаполе)…

Но именно эта итальянская фирма, найденная мною в интернете, вывела меня на инженерную компанию из Питера, которая не только являлась ее дилером в России, но и сама разрабатывала системы электронного управления колокольным звоном как для церковных, так и для светских нужд и немного исследовала вопросы, связанные с разработкой движущихся фигур на фасаде домов.

Не буду «грузить» читателей лишней информацией про то, как я ездил в Питер, ставил мастерам задачу, как колокол из-под Ярославля перевозился в Питер для монтажа и отладки системы боя, а потом в Крым, как мы всё это потом (подчеркну : дистанционно!!) отлаживали, как мастера в Крыму все это водрузили (без меня!) на место, но это инженерное бюро не только установило на колокол итальянский серийный механизм и «мозги», но и создало с «нуля» уникальный механизм и свои «мозги», управляющие вращением диска, синхронизировав всё это в единую систему, завязанную на датчик GPS для обеспечения точного времени боя часов.

Два «полушария» одного «мозга» всей установки: одно управляет механизмом, ударяющим в колокол, другое - вращением диска в заданном режиме. Все это можно при необходимости подключить  к ноутбуку и дистанционно через интернет управлять разработчику ПО и «железа» из  Санкт-Петербурга.
Два «полушария» одного «мозга» всей установки: одно управляет механизмом, ударяющим в колокол, другое - вращением диска в заданном режиме. Все это можно при необходимости подключить к ноутбуку и дистанционно через интернет управлять разработчику ПО и «железа» из Санкт-Петербурга.
Вал, выточенный специально для установки, на котором с одной стороны закреплена  муфта, держащая «солнечный» диск , а на другой - будет установлен двигатель.
Вал, выточенный специально для установки, на котором с одной стороны закреплена муфта, держащая «солнечный» диск , а на другой - будет установлен двигатель.
Скажу лишь, что общие затраты на всю эту систему (без стоимости колокола и затрат на транспортировку деталей), диск и все механизмы и электронику с программным обеспечением (кстати, вращает диск шаговый двигатель, конечно, китайский😀) составили около 120 тысяч рублей. Дорого? Не дёшево. Но самые скромные «стандартно-серийные» башенные часы (без колоколов!!), тогда стоили от 150 тысяч рублей без учёта расходов на установку и прочих накладных.

Чуть позже я понял, что из-за того, что диск вращается лишь 7 раз в день, а колокол бьет

14 «сессий», моей «достопримечательности» не хватает «движения». И тогда я решил разместить на фасаде, рядом с диском, фигуру ящерицы, которая шевелила бы лапами и хвостом ежечасно, в такт ударам колокола.

Опять поставил задачу Питерскому бюро, с которой оно блестяще справилось, сделав рабочий макет этой установки.

Принципиальная схема движущейся на фасаде фигуры.
Принципиальная схема движущейся на фасаде фигуры.

К фигуре также прилагались стихи:

-20
Рядом с «Солнцем», которое на доме,  должна была «греться» и двигаться фигура ящерицы. Однако, из-за очень сильной ветровой нагрузки на северный фасад, пришлось от идеи отказаться…
Рядом с «Солнцем», которое на доме, должна была «греться» и двигаться фигура ящерицы. Однако, из-за очень сильной ветровой нагрузки на северный фасад, пришлось от идеи отказаться…

Но… как я уже писал выше, по причине того, что возможность крепления данной фигуры не была предусмотрена при проектировании и строительстве этой пристройки из ЛСТК , а также особенно в виду серьёзнейшей ветровой нагрузки в наших местах (эту фигуру могло запросто сорвать, ведь даже существующий диск немного колышется при сильных порывах ветра, несмотря на нишу), я «заморозил» этот проект почти на финишной готовности.

Возможно, я ещё дам ему «жизнь», а возможно, кто-то заинтересуется нашей разработкой для того, чтобы точно также как я, сделать достопримечательность в своём селении фактически на пустом месте)). Как обычно, я с радостью поделюсь своим опытом с заинтересовавшимися.

PS. На самом деле, у меня осталась одна, но существенная проблема: как это всё коротко назвать? «Водяные часы» как таковые, из смысла которых выросла моя идея, это «солнышко» не напоминает даже отдалённо и называть это фирменным «Клепсидра Жизни» - только запутывать людей.
Назвать это устройство «периодами» по аналогии с «часами» - тут объяснять замучаешься, что это значит.

А как Вам название «Выкрутасы»😀? Мне кажется, что этому варианту надо ставить 👍! ))