19,9K подписчиков

Детский хирург Якоб Горбачев об опасных детских шалостях, командировке в ДНР и родном коллективе

Якоб Рустамович Горбачев родился в Калуге, окончил Рязанский медицинский университет, нашел свою любовь в Щекино и теперь живет и работает в Туле!

За четыре года медицинского стажа Якоб Рустамович зарекомендовал себя грамотным специалистом, добрым и неравнодушным человеком. Он работает детским хирургом в Тульской детской областной клинической больнице.

Два года после ординатуры отработал в Рязанской детской больнице, а с 2020 года — уже в тульской.

— У Вас очень редкое имя — Якоб…

- Почему меня так назвали, для меня до сих пор тайна. У меня большая интернациональная семья. По материнской линии мой дедушка относится к петербуржцам, бабушкины предки из донских казаков. По отцовской линии бабушка — татарка. Скорее всего, имя свое я получил в честь деда по отцовской линии — его звали Якуб, там таджикские корни.

— Якоб Рустамович, почему выбрали медицину делом своей жизни?

- Моя бабушка работала сурдологом и оториноларингологом в детской поликлинике, я много времени проводил с ней, наблюдал за ее работой в поликлинике. И мне нравилось то, что она делает. Хотя я до последнего момента выбирал, кем быть. По результатам экзаменов я прошел в Калужский филиал МГТУ им. Н. Э. Баумана , на факультет кибернетики. Но в последний момент медицина все же победила, и я поступил на педиатрический факультет в Рязанский медицинский университет. И ни разу не пожалел об этом!

До последнего собирался в ординатуру в травматологию, но тут сработал практический интерес. Я начал изучать, куда можно устроиться работать после вуза. Тульская область оказалась в этом плане самая приветливая, но тут не нужны были травматологи, а требовались детские хирурги. Вот так я стал целевиком, окончил ординатуру по хирургии и после университета приехал работать в Тулу.

Мне как иногороднему было предоставлено служебное жилье — теперь мы с супругой Ольгой живем в уютной двухкомнатной квартире в новостройке на Калужском шоссе.

Такой меры поддержки я не встречал ни в одном регионе ЦФО, которые рассматривал для работы. Так что работой в Тульской области я очень доволен.

— С какими жалобами к Вам чаще всего обращаются маленькие пациенты?

- У нас в хирургическом отделении больше всего актуальны острый аппендицит, черепно-мозговые травмы, ожоги и инородные тела в организме. В бронхах и желудочно-кишечном тракте можно найти много всего, чего там быть не должно. Дети проглатывают магниты, монеты, части конструкторов, игрушек. Один раз на моей памяти 17-летняя девушка случайно проглотила вилку.

Если малыш проглотил монету, то здесь можно наблюдать и играть в «кладоискателей» — монеты выйдут естественным путем. Если это магниты, особенно несколько штук, то их нужно доставать оперативным путем. Самые опасные магниты — из головоломок, детишки глотают их по несколько штук, они могут примагнититься внутри друг к другу, вызвать пролежни и повреждение внутренней стенки кишечника.

Якоб Рустамович Горбачев родился в Калуге, окончил Рязанский медицинский университет, нашел свою любовь в Щекино и теперь живет и работает в Туле!

Что касается ожогов, то тут дети чаще всего обливаются кипятком или обжигаются пламенем. Из моей рязанской практики помню случаи электротравмы: дети играют в зацеперов и получают травмы на железнодорожных составах. В Тульской области такого слава богу нет.

— У каждого ребенка — свой характер и не каждый рад общаться с врачом. Как находите подход к своим пациентам?

- Девочке нужно сделать пару комплиментов, сказать, какие у нее красивые сережки, похвалить платьице и туфельки. Если малышка пришла с игрушкой, то ее тоже обязательно надо оценить. Мальчишек надо поспрашивать, в какие игрушки он играет, какую музыку сейчас можно послушать, какое кино посмотреть. И вот в процессе общения надо постараться расположить малыша к себе, что в дальнейшем позволит провести осмотр и необходимые манипуляции.

Очень много эмоций у родителей, им страшно за своего ребенка. Зачастую у них стресс, слезы… Поэтому очень важно после того, как оказана помощь ребенку, оказать психологическую помощь родителям.

— Расскажите о своем коллективе…

- В стационаре сейчас работает шесть хирургов, одна врач в декрете. Отделение молодое — самое молодое из всех, что я встречал. Коллектив очень дружный, все друг за друга горой. С любым вопросом можно обратиться к каждому, во время дежурства за советом можно позвонить в любое время дня и ночи. Всегда помогут, подскажут, если будет надо — приедут!

— Знаю, что Вы ездили в командировку в ДНР…

- Да, ездил два раза. В конце августа 2022 года мне предложили съездить в составе группы основным врачом-педиатром. Стало интересно, захотелось внести свой вклад, оценить себя и свои возможности. Коллеги меня отпустили, администрация больницы тоже была не против. Не скрою, когда приехали к зданию правительства Тульской области грузиться в автобус, где меня провожали жена и друзья, было страшно — впереди неизвестность. Эмоции зашкаливали, но больше у жены (смеется).

В моей первой экспедиции была большая группа медиков — 13 человек, во второй — семь. Обе поездки были очень успешными, и я уверен, что мы туда ездили не зря.

На одной из улиц Мариуполя мы развернули мобильный госпиталь, к нам мог зайти абсолютно любой человек пожаловаться на проблему, и мы ему помогали.

Основной контингент — люди пожилого возраста, по их эмоциональному состоянию чувствовалось, что им пришлось пережить. Приходила и молодежь, подростки, родители с детьми. Сразу скажу, что дети там более выдержанные, собранные, стойкие. Ребята, которые пережили боевые действия, очень отличаются. У них даже глаза — взрослых людей.

Было очень много трогательных моментов. Ко мне подошла одна женщина: «Ой, а вы из Тулы? А у меня крестная в Туле, и я раньше часто ездила к ней в гости». Я пошел в автобус, принес тульский пряник, которые мы привезли для детей, и подарил этой женщине. Она разрыдалась.

Якоб Рустамович Горбачев родился в Калуге, окончил Рязанский медицинский университет, нашел свою любовь в Щекино и теперь живет и работает в Туле!-2

— О чем мечтаете для себя в профессии и в личной жизни?

- Для себя в личном плане я мечтаю о загородном доме. Я вырос в деревне, и хочется быть «ближе к земле». Что-то сажать, выращивать. У меня дедушка с бабушкой до сих пор коров держат! Они живут в Калуге, и, когда есть время, мы ездим к ним в гости.

Ну, а в профессии мечтаю развиваться, не стоять на месте. Хочу в скором времени заняться наукой и написать кандидатскую диссертацию. Пока в поисках темы. У нас в практике бывает много интересных казуалистических случаев. Тут есть над чем подумать.