Мороз на Захария Серповидца — зиме скоро конец придет
21 февраля в народном календаре отмечается Захарий, Захар Серповидец, Именины серпа.
На Руси в этот день готовились к будущей уборке урожая и заботились о сельскохозяйственных инструментах, занимались починкой, смазкой, заменой и наладкой. Главное внимание уделялось серпу. Этот инструмент почитался особо, он считался символом плодородия и, что важно, изготавливался из железа. Предметы из железа в старые времена часто наделялись свойствами оберегов, которые защищают от нечистой силы и приносят удачу.
На Захария серпы доставали из притолоки (где они находились с конца декабря), осматривали, чистили, точили и окропляли крещенской водой. В связи с этим говорили: «Не тогда серпы точить, когда на жниво идти»; «Не обрежешь вовремя кривого серпа, не нажнешь в поле снопа».
По народному поверью, ночью нужно показать серп молодому месяцу. Такой обряд повышал шансы на богатую жатву. Бабы-жницы молились о хорошем урожае хлеба.
Горожанам же в этот день полагалось точить ножи, чтобы весь следующий год был удачным и богатым.
Вечером устраивались молодежные гуляния и посиделки. День Захара Серповидца считался благоприятным для проведения свадеб.
Знахари на Захария снимали сглаз. День для этого считался удачным. Женщины носили на погост блины для помина и приворотную кутью, чтобы муж не забывал жену; заговаривали кисту и миому.
В народе день считали несчастливым.
На Захария нельзя планировать важные дела, и тем более, связанные с деньгами, — могут обмануть, обокрасть или же пойдет все не так, как задумывалось.
Нельзя идти на рыбалку — клева не будет.
В этот день не лечили и не удаляли зубы, не назначали хирургических операций, считали, что исход может быть неблагополучным. Это поверье не распространяется на экстренные случаи, когда без операции не обойтись.
Нельзя проводить косметологические процедуры и делать маникюр. В этот несчастливый день они не принесут пользы. Ногти будут слоиться и ломаться, лак быстро облупится, на теле появятся прыщи и другие высыпания.
Нельзя оставлять без присмотра серп. Если вдруг он будет в ржавчине, не подточен или согнут, то Захарий может наслать на горе-хозяина массу неприятностей.
Нельзя работать с топором или пилой — можно серьезно пораниться.
Наши предки старались в эту дату не сидеть на пороге, опасаясь, что можно серьезно заболеть. В Захарьев день не советовали вставать с постели с левой ноги, иначе на пути человека будет возникать много препятствий.
Нельзя никому завидовать, иначе можно сглазить того человека, а сглаз со временем вернется завистнику.
Нельзя мести пол — из дома уйдут здоровье и благополучие.
Девушкам 21 февраля советовали не смотреться подолгу в зеркало — можно всю красоту проглядеть в нем.
Не следует брать в руки палки или ветки, нельзя поднимать с земли найденное.
На Захария, по народному поверью, был особенно остр и лунный серп. По погоде в этот день предсказывали, каким будет март. Люди подмечали: чем холодней в этот день, тем теплее будет в первом весеннем месяце.
Гром гремит на Захария — весной и летом будут дуть сильные ветры
Если в этот день с утра виден туман, то вскоре начнется дождь или обильный снегопад.
Мороз в этот день — к скорому наступлению весны и потеплению.
Если гуси оживились, купаются в снегу, то скоро потеплеет. Куры раскудахтались — перед снегопадом.
Собака в снегу валяется — жди тепла. Ведет себя излишне возбужденно — к метели и вьюге.
Если ночью 21 февраля луна будет большая и чуть красноватая — к оттепели. Вокруг луны круги или дуги — снег скоро растает.
В лесу на возвышенностях вечером и ночью теплее, чем в открытом поле или на равнине — к морозной погоде. Дым из трубы стелется по земле — будет снегопад.
Если ветки деревьев облеплены инеем, значит летом будет много меда.
Сны, приснившиеся в ночь на 21 февраля, считаются вещими. Чтобы приподнять завесу будущего, обязательно нужно вспомнить, что приснилось. Каков бы ни был сон — его нельзя рассказывать до полудня. Хороший сон может не исполниться, а плохой наоборот — воплотится в жизнь.
Ранее редакция «А теперь внимание!» рассказывала, как 24 января не влезть по уши в долги.