Если пишете тексты, статьи, рано или поздно столкнётесь с воровством (плагиатом) Ваших работ. Можно отнестись к этому философски, но бывают случаи, когда своё авторство доказать просто необходимо. Например, если на создание текста ушло много времени и сил, когда у Вас отнимается не только собственность, но и доброе имя, репутация. Кстати, касается это всё не только текстов, а любой интеллектуальной деятельности и её продуктов. Я уже рассказывал о том, как заимствовались мои работы и обещал рассказать о способах защиты своих авторских прав.
Что чаще всего плагиатят?
Какие интеллектуальные объекты присваиваются чаще всего? В основном плагиатят изображения, видеоролики (особенно если это не съёмка каких-то людей, а, например, снимается нечто отделённое от личности авторов — виды природы, памятников и т. п.), а также тексты. 📖📙
Тексты лучше всего подвержены плагиату. Особенно это справедливо для информационных текстов. Вряд ли кто будет воровать литературное произведение целиком, хотя некоторые крупные и известные фигуры таким грешили. Так, многие знают писательницу детективов — не буду её называть конкретно. Она пишет детективы пачками, сами произведения в юморном таком стиле. Занятно, но многие зарисовки из жизни чуть ли не целиком взяты с просторов Интернета. Например, с небезызвестного сайта Анекдот.ру.
Я ещё понимаю так называемый рерайтинг — переписывание текстов своими словами и в своей манере. Нет, к сожалению часто тексты копируются не то, что слово в слово, а ещё и с соблюдением авторской пунктуации и орфографии. 🤐
С информационными текстами тоже не всё просто. Не скрою, отдельные тексты создаются как раз для того, чтобы их потом максимально публиковали и распространяли. И Бог с ним, с авторством. И тем не менее, чаще всего информационные тексты берут горе-администраторы некоторых сайтов, которым нужна начинка, либо это делают экономящие на копирайтерах предприниматели. Могут делать и другие категории людей, но суть одна — стремление к корысти в конечном итоге. Вы тратите своё время, силы, энергию на написание текста. Человек же просто его берёт и копирует. В итоге, вы проигрываете или в крайнем случае не выигрываете. Плагиатор своих целей добьётся, а вот добьётесь ли Вы, как автор — большой вопрос. 😐😟
Три случая, когда авторские права на тексты стоило бы защитить
Давайте рассмотрим три случая. Так и хочется случаи назвать «кейсами», но мы же боремся за чистоту русского языка. 👆
Допустим, Вы решили вести блог в сети Интернет. Что далеко ходить за примерами? Пусть блог будет на платформе Дзен. Частая проблема начинающих авторов, о ней бывалые участники предупреждают — отсутствие индексации блога первые дни, а также особое внимание деятелей, кто создаёт каналы и сайты пачками, берёт хорошие тексты со всего Интернета (особенно у молодых каналов) и публикует у себя. Делают быстрые деньги и сливаются. На Дзене есть даже такой негласный совет — первые дни ничего очень серьёзного не публиковать. Лучше что-нибудь попроще, что не жалко потерять. 🧐
Второй случай. Вы завели свой сайт. Планируется использовать его для привлечения новых клиентов, продаж. При этом очень важно хорошо объяснить потенциальным покупателям необходимость покупки. Для этого на сайтах специально заводят информационный раздел. Пишутся статьи. Бывает, что статьи по своему наполнению и ценности очень дороги. Инвестировали время, деньги, а тексты взяли и слямзили нехорошие конкуренты. Таких историй я видел и слышал множество. 😈
Третий случай. Занимаетесь литературной деятельностью. Проще говоря, пишете романы, рассказы, детективы, мистику — что угодно. Тексты публикуете в Интернете. При этом по ходу дела получилось создать серию рассказов со сквозными героями. Иногда со своей атмосферой и миром — то, что называется по-английски setting. Рассказы циркулируют по Интернету — и Бог с этим. Популярность только возрастает. Что делать, если кто-то захочет воспользоваться созданным Вами миром или героями?
Все три случая объединяет текстовая составляющая. Тексты здесь — центральная тема. Интеллектуальная собственность. Как её защитить, но так, чтобы с одной стороны не крали недобросовестные конкуренты, но при этом и потенциальные читатели не были никак не ограничены?
Защита авторских прав и философские вопросы
Обычно, когда люди рассматривают проблемы и способы их решения, приходят вроде бы очевидные, но малопрактичные рецепты. Самое банальное, что я слышал — надо зарегистрировать товарный знак, патент или что-то подобное. Но ведь это дорого — а раз дорого, то заморачиваться не будем — ко всему отнесёмся философски. 👨🎓 Вторые просто опускают руки, относясь ко всему действительно по-философски.
Третьи ищут поддержки, но не в тех организациях, где нужно. Условно, думают жаловаться в Роскомнадзор, хотя в подобных историях и спорах эта организация является вообще третьей, а то и левой стороной. 🤖
Начнём с философских вопросов. Защищать свои права или нет — личное дело каждого. На 100% избавиться от плагиата невозможно, да и не нужно. С другой стороны, у одних плагиатят постоянно, а других обходят за километр. Простой пример — мультфильм «Маша и Медведь». Если кто пробует хоть что-то позаимствовать без спросу — сразу же получает ответ. Всё по той причине, что компания-владелец интеллектуальной собственности не терпит подобного. Нет, они разрешают использовать знаки, названия и всё такое — просто за это нужно платить. Всё довольно цивилизованно сделано.
Почему так получается? Потому что защита прав, неважно что случилось, всегда сводится к PR. Пиарная составляющая — ключевая составляющая. О философии стоит поговорить ещё отдельно, но так сложилось, что у нас в обществе довольно терпимое отношение к нарушению чьих-либо прав, а ещё — нет привычки их отстаивать. Сколько народу судится? Мизер. А ведь это показатель.
Перейдём к торговым знакам и патентам. На тексты торговые знаки и патенты практически никогда не получают. Нельзя зарегистрировать текст книги, как торговый знак или марку.
Можно зарегистрировать название, логотип серии книг, если планируется переиспользование этих элементов в чём-то отличном от литературы. Да и в этом нет необходимости особой. По российским законам тексты не требуют какой-то регистрации права на них. Авторские права автоматом появляются у того, кто их написал. Другое дело, что возможно придётся доказывать своё авторство. Книга — составное, сложное произведение. Говорю именно о печатной книге, хотя и электронных изданий это касается. Ведь помимо текста ещё делается вёрстка, создаётся обложка, логотипы, названия. Всё это также автоматом защищается авторскими правами. 👨🔬
Та же история с героями книг. Допустим, придумали Вы какого-нибудь Карлсона или ещё какого волшебного человечка. Если он повторяется от книги к книге, от произведения к произведению, если его можно угадать по текстовым описаниям, например, по характеру или свойствам, то и здесь регистрация прав на героя не нужна.
Отдельная история может быть, если захочется извлечь прибыль от изготовления продукции с образом Вашего героя. В таких случаях иногда стоит заморочиться с регистрацией торгового знака или марки, но совсем необязательно. Скажем, Чебурашка знаменитый так и не был зарегистрирован как товарная марка. Точнее, его название не смогли зарегистрировать, потому что оказывается слово «чебурашка» было в словаре Даля, а значит может быть отнесено к разряду общеупотребительных. При этом никто не мешал Успенскому и его наследникам получать авторские отчисления за использование образа Чебурашки и Крокодила Гены.
Самые главные темы — узнаваемость героя и первенство авторства. Автором признаётся тот, кто первым героя описал. Так что в очередной раз сталкиваемся с проблемой доказательства авторства по первенству публикации.
Кто первый встал — того и тапки? Четыре способа доказать первенство авторства
Как же доказать первенство авторства? Как вообще суды по интеллектуальным правам и спорам (да, есть у нас в стране такая структура!) рассматривают подобные дела и какими фактами руководствуются при вынесении решения? Если изучаются две идентичные или практически идентичные работы, то автором признаётся тот, кто первым опубликовал свою работу. Слово публикация происходит из латинского языка и дословно означает обнародование. Вот только публиковать свою работу совсем необязательно для общей аудитории! Достаточно подтвердить дату создания текста законными способами.
Долгое время существовал относительно простой способ доказательства своего авторства, его до сих пор нередко рекомендуют: отправить копию собственного текста себе по почте заказным письмом или бандеролью без немедленного вскрытия пакета. Пакет вскрывается на суде — текст внутри него, почтовые штемпели и прочие документы (извещение о получении, опись содержимого) и будут являться доказательством даты публикации и первоначального авторства. Способ до сих пор работает. Относительно дёшев, можно им пользоваться, если создаёте что-то действительно важное и нужное. 👏
Второй способ довольно очевидный, но не всегда работает. Первенство можно также определить по поисковым системам. Яндекс чётко видит, когда вышла та или иная публикация вне зависимости от ресурса. Этот способ доказательства вполне подходит для судов и других инстанций, но есть несколько оговорок. Если сайт или блог достаточно молодые, велика вероятность, что их содержимое не индексируется, либо индексируется не полностью. Возможна описанная выше ситуация, в которой первенство подтверждается у блога-плагиатора лишь из-за того, что он уже индексируется, а Ваш блог или сайт — нет. По этой причине лучше всегда дождаться индексации своего блога или сайта, лишь затем публиковать тексты и изображения. 💾
Ещё одна оговорка — для судов самого факта одной лишь индексации может быть недостаточно. Когда текст или изображение копируются полностью, либо с купюрами, но оставшиеся части идентичны оригиналу — здесь всё очевидно и понятно. Хуже, когда делают частичный рерайтинг, когда переделывают произведение. Также, этот способ плохо будет работать, если нужно заблокировать пиратов и плагиаторов до суда или без суда. 👩🦱
Обязательно стоит оговорить ещё один момент. Некоторые думают, что поисковик или блогерская платформа будут защищать наши авторские права. Нет, защитой они заниматься не будут, но могут использоваться как свидетели, а их ресурсы выступать в качестве доказательства.
Третий способ доказать первенство авторства — депонирование. Депонирование — размещение текстовых документов в депозитарии уполномоченных на то организаций. Это вариант невидимой публикации. Невидимая, потому что сами тексты видят только в депозитарии. Так что всякие уникальные тексты и иные объекты раньше положенного времени основная публика не увидит. Услуги депонирования документов предоставляют некоторые крупные библиотеки, вроде Российской Государственной Библиотеки — знаменитой «Ленинки». Как это выглядит на практике? Приносится текст. Его при Вас изучают, забирают, выдают свидетельство о депонировании работы с описанием. Если доходит до суда или расследования официального, свидетельство является полноценным документом, способным доказать Ваши авторские права. В крайнем случае депонированный документ запрашивается из депозитария судом, изучается в ходе заседания. Важно, что этот способ точно надёжный и гарантированный для признания авторства текста, точнее его даты. Конечно, возможна ситуация, когда депонируют плагиат — это будет совсем другая история.
Депонированием занимаются не только библиотеки, но также архивы, а ещё нотариусы. Услуга платная, но я бы не сказал, что очень дорогая. Если планируется серьёзное дело, бизнес на основе информации — стоит заморочиться подобной защитой своих прав.
Пару слов насчёт нотариусов. Формально, эту услугу должны оказывать все нотариусы, но по факту — как получится. Та же история, как с заверением скриншотов и переписок в Интернете у нотариуса — далеко не все этим занимаются, да и стоит денег. 💲
Наконец, в наши дни появилась новая услуга на рынке. По сути это то же депонирование, но только делается оно в электронной форме. Ваш документ шифруется и размещается в блокчейне специальными организациями. Размещение в блокчейне подтверждает подлинность текста и его неизменность. Также выдаётся электронное свидетельство о размещении работы. При необходимости суды принимают такое как полноценное доказательство авторства работы. 💻😎
Депонировать можно не только тексты, но и изображения, даже видеофайлы. Кстати, необязательно размещать литературное произведение. Допустим, в случае с литературным миром или героем достаточно сделать их объёмное и исчерпывающее описание. Похожим образом можно поступить и с идеями, в том числе теми, что подлежат патентированию. С ними будет сложность. По идее, патент подтверждает первенство разработки или идеи, если его выдали, но вполне возможно устроить судебные разборки и даже оспорить его выдачу, если идея была исчерпывающе задокументирована и депонирована. Да, эксперты будут всё это вычислять и изучать; нет гарантии, что в итоге правда окажется на Вашей стороне, но прецеденты были.
Электронное депонирование в блокчейне предлагается несколькими операторами. Например, такую услугу предоставляет Национальный Реестр Интеллектуальной Собственности. У них вообще представлено множество услуг для авторов самых разных — советую глянуть, чем занимаются. Также, её предоставляет сервис IREG. Услуги стоят денег, хотя вполне доступны.
Важный момент. С электронными депонированными текстами и иными объектами интеллектуальной собственности проще блокировать плагиаторов. Во многих случаях это возможно до суда или даже без суда. 👆💯
Заключение
Заниматься текстами и их защитой — не бесплатное, а ещё и трудозатратное занятие, как мы видим. Конечно, бесплатные ресурсы вроде индексов поисковых систем подходят, но сама процедуры защиты может быть затратной, если доходит до разборок.
Впрочем, доступность технологий сделала жизнь для многих творческих занятий проще, но кто сказал, что теперь вообще ничего не надо делать? Делом надо заниматься серьёзно, либо не заниматься им вообще, как говорила незабвенная Людмила Прокофьевна. Блогерские платформы, поисковые системы — всё это может сделать Вас очень известным человеком. Чем больше известности и влияния — тем больше шансов, что однажды авторские права Ваши нарушат. 🤦♀️
И тут подходим к главной мысли. Реальная защита прав, причём любых — это PR. В пиарные действия входит много чего. Это и показательный скандал, и обнародование фактов нарушения, и судебные дела. Когда видят со стороны, что автор в состоянии отстоять своё имя и репутацию, мало кто будет связываться. Здесь мы уже подходим к философским общественным вопросам, что мало кто готов защищаться и связываться, но если не хочется быть вечным любителем — надо меняться и перестраиваться.
Впрочем, эту и другие темы, а также Ваш опыт (если есть) защиты своих прав, предлагаю обсудить в комментариях. Сегодня говорили о доказательствах, а в следующий раз обсудим способы непосредственной защиты прав.
Благодарю за внимание!
Игорь Кучаев