Марди Гра (буквально “Жирный вторник”) изначально является католическим праздником, знаменующим окончание “недели семи жирных дней”.
Во Франции в старые времена они были известны как “jours charnels” (что означает карнавал).
Дни перед пепельной средой (началом периода Великого поста) люди праздновали по-разному, поскольку это был их последний шанс до Пасхи поесть мяса.
В отличие от Рождества, дата Марди Гра может быть изменена, поскольку ее дата определяется лунно-солнечным календарем (григорианский календарь) по отношению к Пасхе.
Дата Пасхи соответствует первому воскресенью после полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Поэтому это всегда происходит в период с 22 марта по 25 апреля.
Масленица - это последний день перед началом Великого поста, 41 день + 6 воскресений, то есть за 47 дней до Пасхи, с 3 февраля по 9 марта
В Великобритании Марди Гра является синонимом Масленицы. Последнее происходит от слова shrive, означающего “совершать таинство исповеди/отпускать грехи”.
Британцы также называют этот день Блинным днем. Хотя французы действительно готовят блинчики на Марди Гра, это лакомство традиционно ассоциируется со свечами (la Chandeleur).
Слово “карнавал” происходит от латинского “carnelevare”, что означает “вынимать мясо”. Есть и другая версия - от слов саrnе «мясо» + vale «прощай».
Действительно, мясо было исключено из меню на весь период Великого поста. Как и сахар, ингредиенты, содержащие жир, яйца и молочные продукты.
Некоторые люди сравнивают карнавал с праздником Луперкалий, отмечавшимся 15 февраля в Древнем Риме - начало года. Это была возможность нарядиться и нарушить правила.
Учрежденные в честь Ромула и посвященные богу Луперку, покровителю стад и богу плодородия, семидневные празднества Луперкалий выполняли очистительную функцию.
Шествия, маскарады, различные чудачества и пьянство были частью обрядов очищения от последних следов зимы перед весенним обновлением.
В некотором смысле, Луперкалия - это единственное празднество, которое относится собственно к нашему современному карнавальному периоду.
Наши предки праздновали Марди Гра только один день, и торжества должны были закончиться обязательно до полуночи!
С этим связана очень интересная легенда о красавице Роз Латюлип и её возлюбленном Габриэле. Как гласит легенда - давным-давно в одном селении жила красотка Роз Латюлип. Отправилась она на карнавал Марди Гра со своим возлюбленным. Однако Роз была девушкой, в которую были влюблены многие местные парни, поэтому неудивительно, что некоторые из них люто ненавидели Габриеля.
Когда начались танцы, развеселая компания ухажеров-соперников прогнала Габриеля. Но обиженный Габриель не ушёл с праздника, а затаился в углу и наблюдал за Роз. Ревностью и гневом было наполнено в эти минуты сердце Габриеля. Но ровно за час до полуночи на танцевальной площадке появился незнакомец, который выхватил Роз из толпы поклонников и закружил в танце.
Они кружились в танце, а глаза Габриеля все больше застилала пелена обиды и ревности. Он рванул в темный переулок и обомлел. В темноте, выпуская из ноздрей пар и сверкая копытами, стоял чёрный как смоль провожатый незнакомца. Это был чёрт, а сам незнакомец оказался Сатаной. И Сатана знал, если ему удастся удержать красотку Роз в танце до полуночи, тогда её душа навеки будет принадлежать ему.
Время неумолимо приближалось к полуночи, Роз, позабыв все на свете, танцевала с незнакомцем. Незнакомец, радуясь, уже предвкушал свой триумф. Однако планам коварного Сатаны не суждено было сбыться, потому что за несколько секунд до полуночи Габриель прорвался сквозь толпу и вырвал любимую из лап незнакомца.
С тех пор Марди Гра получил своё название как «жирный вторник». А праздник начинали отмечать утром во вторник и заканчивали все гуляния до наступления среды.
Независимо от того, происходит он от древних языческих праздников или нет, карнавал был официально признан христианской религией (у католиков и православных).
Таким образом, христианский карнавал, то есть тот, который вписывается в цикл карнавал-Великий пост, появился в начале второго тысячелетия после Беневентоского собора в 1091 году.
Он возник как противоположность периоду лишений с тех пор, как Церковь установила начало Великого поста в Пепельную среду, тем самым зафиксировав положение Пасхи.
Однако Папа римский и правители терпимо отнеслись к празднику, а некоторые правители приняли участие в развлечениях, чтобы предотвратить беспорядки в городах в течение года.
Что касается отношения Церкви к карнавалу, то оно оставалось неоднозначным. В то время как некоторые Папы поощряли празднества, духовенство выступало против них (особенно это касалось определенных орденов, таких как доминиканцы).
Нежелание Церкви реагировать на карнавал легко объяснимо. Действительно, до 16 века главными объектами насмешек были священнослужители. Шутки принимали форму фарсов, сатирических стихотворений, масок и даже пародийных и бурлескных живых картин.
Если в Европе за религиозным соблюдением Великого поста следит относительно небольшая группа людей, празднование Марди Гра по-прежнему является для многих возможностью насладиться несколькими особенностями:
Несмотря на свою эфемерность, карнавал можно рассматривать как метафору человеческой жизни, где каждый кажется скрытым за маской, которая скрывает или усиливает его сущность.