Найти тему
Охотник без ружья

Роддом на "Енисее"

Мой отец, механизатор с 35-ти летним стажем, всю жизнь проработал в колхозе. В основном ему приходилось трудиться на тракторах ДТ-75 и МТЗ «Беларусь». А когда подходило время жатвы он пересаживался на комбайн «Енисей».

Мы с моим младшим братом часто бегали к отцу на работу. Выезжали с ним на посевные, на сенокос, на уборку зерновых. Катались с ним с раннего утра и до позднего вечера. И всё нам было ни по чём, ни летний зной, ни зимние морозы.

У нас есть замечательная пословица: «Готовь сани летом…». Всю жизнь в своей работе отец придерживался этого правила. Свой комбайн начинал ремонтировать за долго до начала уборочной страды.

Все зерноуборочные машины в колхозе находились не в капитальных гаражах, а круглый год стояли на улице под дощатым навесом.

И вот в очередной раз отец взялся приводить в порядок свой «Енисей». Для начала он решил осмотреть всю машину очистить её от пыли, которая понабилась за лето, и от прошлогодней соломы, которую наматывает на шестерёнки и другие вращающиеся детали. В это время мы с братом прибежали к отцу и решили ему помочь. Очищая комбайн я заглянул под зерновой бункер и увидел под ним сухую траву. Я протянул руку и хотел было убрать, как вдруг из под руки выпорхнула какая-то птичка, отлетела на несколько метров от комбайна и уселась на сеялку. Это была трясогузка. Тут я и смекнул, что под бункером не пучок сухой травы, а её гнездо. Я позвал отца и показал ему свою находку.

-Что ж, пусть высиживает своих птенцов,- сказал он,- вот только бы она успела увести их до того как я закончу ремонт. Ведь комбайн нужно будет перегонять в поле.

Я снова из любопытства протянул руку к гнезду и нащупал в нём пять крошечных яиц.

Мы с братом стали каждый день бегать к комбайну и проверять- не появились ли в гнезде птенцы. И так продолжалось где-то недели полторы. И вот, однажды подойдя к комбайну я заметил, что на нём сидит наша трясогузка и в клюве держит каких-то насекомых. Мне сразу стало понятно, что это обед для её детишек. И я оказался прав. В гнезде находились пять голых, беспомощных птенчиков, которые даже пищать ещё не могли. А их мать с тревогой летала вокруг нас и мы, решив не беспокоить её, быстро удалились.

Прошло ещё пару недель. Отец закончил с ремонтом и пора было производить пробный запуск двигателя. В то время я уже интересовался повадками птиц и животных и прекрасно знал, что после такого стресса трясогузка может бросить своих птенцов. Я стал уговаривать отца повременить с запуском двигателя ещё немного.

-Интересно, а что я скажу бригадиру, ведь он меня тоже торопит,- возразил отец.

Но он нам с братом редко в чём отказывал, не смог он отказать и в этот раз.

Ещё несколько дней отец всеми правдами и неправдами водил за нос бригадира, отдаляя запуск двигателя. И вот однажды, в обеденный перерыв он пришёл домой и сказал нам, что после обеда будет выгонять комбайн из под навеса.

-Увела ваша подруга своих птенцов,- успокоил нас отец.

Я не поверил и решил сам в этом убедиться. Не дожидаясь отца я побежал к навесу, где стоял «Енисей». Но не дойдя до него метров пятьдесят я увидел свою птицу, которая проворно семенила по дороге, а за ней, попискивая наперебой, ловко поспевали четыре птенца. Я точно знаю, что в гнезде было пять яиц. По всей видимости один птенец погиб ещё в первые дни своей жизни. И если бы тогда я не нашёл то гнездо, то возможно погиб бы и весь выводок.

(фото автора)