К искусству нет готового пути.
Будь небосвод и море только сини,
Ты мог бы небо с морем в магазине,
Где краски продают, приобрести.
С.Я. Маршак, «К искусству нет готового пути»
Взгляд филолога обычно обращен в прошлое: мы читаем книги, написанные до нашего рождения; мы заводим дискуссии о произведениях, герои которых как будто бы не имеют прямого сходства с современным человеком; мы изучаем давно ушедшие литературные направления, не присматриваясь к новинкам книжных магазинов. Несмотря на наш труд, а может, и вопреки ему, все то, что величайшие умы оставили в наследство человечеству, бесславно прозябает в пыли. Одной из причин этой печальки является то, что человеку мало просто услышать о величии какого-то творения; ему надо еще и прочувствовать свое духовное родство с книгой. А добиться этого путями классического школьного образования не так-то легко. Но как же показать нашим сверстникам глубину русской классики, как превратить современного человека в современного читателя?
Именно такой вопрос встал перед нашей командой начинающих филологов. Возможным его решением для нас стало не что иное, как «ЭкЛИТтика».
Литературная настольная игра «ЭкЛИТтика» изначально разрабатывалась с целью разнообразить досуг Дня открытых дверей Чувашского госуниверситета. Позже, как это часто бывает с любыми проектами, изначальный замысел разросся: «ЭкЛИТтика» должна была покорить (нет, не Эверест, но куда как круче!) сердца школьников старших классов, внезапно проникнув на их уроки литературы. Так плавно повзрослел и возмужал маленький факультетский проект.
Мы планировали создать игру, которая позволила бы за ограниченное время пробежаться по персонажам школьной программы по литературе, вспомнить отличающие их детали и восстановить в памяти сюжет известных произведений. Но нам категорически не хотелось создавать нечто заумное и нудное, что, помимо создателей игры, «веселило» разве что их преподавателей. Поэтому с самого начала разработки проекта команда «ЭкЛИТтики» сделала установку на легкость и ненавязчивость, на простоту и привлекательность, юмор и удовольствие. Мы уверились в правильности нашего решения, загорелись общим делом, а под конец начали действительно наслаждаться нашей работой.
Когда перед вами появляется слово «проект», можно смело приписать рядом второе слово - «опыт». Действительно, мы многому научились за эти несколько месяцев: освоили новые веб-инструменты (сложное слово, под которым в моем понимании скрывается куча различных сервисов по работе с текстами, изображениями и видео), научились составлять заявки на гранты (иногда в них черт ногу сломит), прокачали навыки съемки фото и видео (Вы еще помните, что в нашей команде есть профессиональный фотограф-филолог?) Но самое крутое, что нам дала «ЭкЛИТика», — это развитие личностных качеств: каждая из нас стала увереннее в себе, общительнее, работоспособнее и целеустремленнее.
За время работы над нашим первым совместным проектом произошло много интересных ситуаций, которые, пощекотав наши нервишки, в конечном счете сплотили нас. Мы обзванивали кучу типографий в поиске «той самой», писали и переписывали правила бессчетное количество раз, заставляли дизайнера менять то, что мы уже одобрили ранее (да простят нас оба дизайнера!). Предложения по активным картам поступали по несколько раз на дню, так что к вечеру мы успевали порядочно запутаться. Какие дискуссии разворачивались при составлении списка персонажей, представляющих карты! А как долго мы выбирали их цвета! Сначала мы стеснялись показать наши смешные тезисы для карт преподавателю, но, осмелившись, мы получили полнейшее ее одобрение (нам даже удалось рассмешить ее, а это дорогого стоит). За ночь в опросах для защиты проекта мы собрали голоса более чем двухсот человек!
Сколько всего можно вспомнить! «Сусанины», мы принимали школьную канавку за тропинку; «Ваньки», мы заполняли «окно» в расписании между уроками школьников посиделками в их столовой и прогулками по коридорам. Каждый наш видео-созвон для обсуждения проекта проходил в компании милейших домашних котиков. Мы нервничали из-за задержек троллейбусов, постоянно проверяли сумку, боясь забыть что-то нужное для игры дома. Приятно вспомнить, как наша группа филологов, присутствовавшая в полном составе на награждении проектов, громко поддерживала нас на весь зал.
Не все шло гладко; оно и понятно. О некоторых вещах даже сейчас мы не можем подумать без внутреннего содрогания. Например, когда мы узнали о защите проекта за пару часов до мероприятия и в срочном порядке переделывали презентацию перед самым выступлением. А однажды роликом-презентацией университета мы вообще случайно перебили выступление нашего ректора! Бр-р-р.
Проект «ЭкЛИТтика» стал для нас чем-то большим, чем просто проектом. Он превратил команду единомышленников в верных друзей. Подтолкнул нас к делу на всю жизнь. Разбудил желание сделать то, что мы любим, популярнее.
Автор: Фоминых Анастасия