В течении последних лет, я каждый год посещаю главную, ежегодную, продуктовую выставку в России - Продэкспо. Главный мой интерес в том, как представлен на этой выставке иван-чай. Ситуация в последние годы менялась. Как может показаться на первый взгляд - не в самую лучшую для иван-чая сторону. Однако это только первое впечатление.
Еще несколько лет назад иван-чай был представлен множеством самостоятельных, красивых стендов компаний производителей иван-чая. Сейчас таких стендов практически нет. И может показаться что всё, индустрия умерла так и не родившись. Однако это не так. Иван-чай пошел иным путем. На самом деле на выставке его много. Он присутствует повсеместно. В виде строчек в ассортименте компаний реселеров, в виде наименований позиций у брендов фасовщиков чая, в виде совершенно разных холодных напитков, в виде части ассортимента фермеров и агрохолдингов и конечно на региональных стендах он представлен, не всегда крупными, но очень интересными, амбициозными производителями.
Почему же отсутствуют крупные стенды, крупных производителей? У каждой компании есть ряд своих причин, возможно для кого-то производство иван-чая ушло на второй план, однако общая ситуация на рынке в данный момент такова.... что многие из них уже полностью распродали произведенный ими иван-чай и в данный момент им особо нечего предложить оптовым покупателям. Это не просто мои наблюдения, это практически прямая цитата одного из владельцев крупного производства. Возникает вопрос - так где же этот иван-чай? Так вот же он! Именно у тех о ком я говорил в самом начале. У компаний фасовщиков, производящих под своей торговой маркой множество различных чаев и чайных сборов, у компаний производящих холодные напитки, у компаний ресселеров, ну и конечно на полках магазинов, а главное на витринах маркетплейсов. Именно маркетплейсы уже изменили и продолжают колосально менять наш рынок. Благодаря маркетплейсам малый и средний бизнес получил возможность легко реализовывать свой продукт по всей в стране. Правда есть нюанс. Приятный для покупателей, но не очень приятный для части малого бизнеса. Такая ситуация на рынке опустила среднюю цену на иван-чай. Те малые производители, кто успешно продавал иван-чай в розницу по довольно высоким ценам, потихоньку начали терять своих покупателей. Ведь маркетплейсы пришли практически в каждый уголок страны и предлагают огромный выбор, при этом цены, даже если товар реализует бренд фасовщик, могут быть ощутимо ниже, чем напрямую у некоторых небольших производителей. В данной ситуации, если малый производитель хочет продолжить продавать свой продукт по цене выше средней по рынку, ему нужно формировать внятное УТП(уникальное торговое предложение) для того, что бы убедить своего покупателя в том, что его продукт уникален, имеет существенные отличия от иван-чая других продавцов, вкуснее или реально, доказано лучше с точки зрения пользы.
Общий вывод такой. Иван-чайное производство живо, продолжает рост, сам продукт осваивает все новые ниши на рынке, перестает быть диковинкой, расширяет аудиторию своих потребителей.
П. С.
Выставка производит положительное впечатление, видно что средний да и малый бизнес развивается, представлено множество необычных, очень интересных продуктов. Я связываю это опять же, с подъемом маркетплейсов, в результате которого каждая компания получила возможность расширить аудиторию своих покупателей на всю страну. Еще недавно, такое возможно было только через выход в федеральные торговые сети, а это было под силу далеко не каждому бизнесу, да еще и вынуждало его выполнять ряд довольно непростых требований от этих сетей, теперь все проще, можно развиваться и расти особо ни от кого не завися.
Ну и конечно, я рад был в очередной раз встретиться со своими иван-чайными единомышленниками. Хотелось бы чтобы такие встречи случались чаще. Дорогу осилит идущий, русскому травному чаю, иван-чаю - быть.
Будьте здравы, пейте чай из родных трав!