Продолжение. Предыдущая часть здесь⤵️
Семь лет испытаний
Маргарите стоило некоторого труда влюбить в себя Коненкова, избалованного женским вниманием. Едва девушка переступила порог мастерской, скульптор взял ее в оборот: «Поедем в Стрельню!» Там их ждали цыгане, музыка, шампанское – все, что любил Коненков. Но Маргарита попросила «стаканчик молока» -- и покорила скульптора милой детской непосредственностью.
Никто из друзей Коненкова не рискнул сказать ему, что девушка далеко не так невинна, как кажется, потому что мастер в гневе мог и по морде съездить, а силищи в нем было столько, что до старости гнул пятаки пальцами.
Роман взбудоражил семейство Буниных, они сообщили родителям Маргариты о странной связи Маргариты с художником, который был на 22 года старше ее, и от греха подальше они отправили девушку обратно в Сарапул. Коненков помчался за ней, просил руки, но получил отказ -- из-за разницы в возрасте.
Вернувшись в Москву, дома никого не принимал, ходил мрачнее тучи и запирался в мастерской. Почитатели его таланта и критики отметили перемены в «творческом почерке»: вместо крепких телом пролетарок, похожих на первую «баррикадную» жену Коненкова, из-под его резца стали выходить утонченные грации, напоминавшие Маргариту.
Какими-то неправдами девушке удалось вернуться в Москву, и она осталась при скульпторе музой. Не единственной: к художнику часто захаживала крестница – Наталья Кончаловская (мать Никиты и Андрона Михалковых).
Но провинциальная дворянка тихой сапой вытеснила столичную соперницу, став для Коненкова незаменимой: она не только «работала» музой, но и взяла на себя все заботы по дому.
Был период, когда Маргарите надоела подчиненная роль домохозяйки, и она снова зачастила к бывшему жениху Борису Шаляпину, но постепенно сделала выбор в пользу Коненкова. И это был мужественный выбор: семь лет Маргарита жила при Коненкове в сомнительном качестве гражданской жены. Он больше не заводил разговоры о браке, поскольку и так был счастлив. Но никто не знает, что чувствовала Маргарита.
Интересно, что в воспоминаниях великих собутыльников Коненкова – от Шаляпина до Мейерхольда – нигде не упоминается имя сарапуловской музы. Яркая женщина, привлекавшая к себе повышенное внимание, на годы стала незаметной. Еще то испытание для самолюбия.
Завербованная жена
Мемуаристы называют семь лет гражданских отношений Коненкова и Маргариты «временем испытания чувств». Они поженились в 1922 году, незадолго до отъезда в Америку, куда отправились для участия в выставке русского и советского искусства, проходившей в Нью-Йорке. Ехали на несколько месяцев, а задержались на 22 года.
Смена обстановки волшебным образом преобразила Маргариту. Куда подевалась тень мастера? Она превратилась в «чарующую» и «блестящую» «вакханку» (название одной из работ Коненкова) американской прессы! Русская муза изумительно легко вписалась в реалии ар-деко, словно родилась заново. После участия в выставке посыпались заказы, талант Коненкова был востребован. Публика особенно возбуждалась на Маргариту, чья нагота была запечатлена в скульптуре.
Почитатели таланта Коненкова мечтали познакомиться с его музой, пару приглашали на светские рауты, и полезные знакомства множились. В разные годы в их круг общения входили не просто богатые люди, а интеллектуальная и политическая элита: супруга американского президента Элеонора Рузвельт, физик Оппенгеймер (отец американской атомной бомбы), нобелевский лауреат, венгерский физик Лео Сциллард, эмигрировавший из России Сергей Рахманинов. Кстати, русский композитор настойчиво добивался благосклонности Маргариты, но она предпочитала флиртовать с Шаляпиным, который приехал в США с гастролями. При этом не слишком щадила самолюбие мужа. В ее воспоминаниях остался эпизод: во время приема в своем доме Маргарита уединилась с Федором Шаляпиным в семейной спальне, они удалились на глазах у гостей, и Коненков не мог не прореагировать, он со слезами на глазах бил кулаком в дверь. Вскоре вышли смущенный Шаляпин и невозмутимая Маргарита.
«Успокойся, детка, гости же, -- сказала она мужу. – Там ничего не было».
В другом случае, на банкете, Коненков не сдержался и отвесил оплеуху гостю, ухаживавшему за его женой.
Было бы неверным представлять Маргариту эдакой легкомысленной особой, злоупотреблявшей терпением мужа. Ее обаяние и талант общения обеспечивали Коненкову заказы и клиентов, когда интерес к русскому искусству пошел на спад. Кроме того, она развила бурную общественную деятельность по сбору помощи для воюющей России. Формально комитет возглавлял Коненков, а Маргарита числилась в секретарях, но в действительности вся организационная работа лежала на ее плечах. И она добилась потрясающих результатов: благотворительные сборы составили 50 миллионов долларов (для сравнения: Эйнштейн в это время зарабатывал в Принстонском университете 15 тысяч долларов в год)!
Трудно сказать, когда Маргариту завербовала советская разведка. По одним сведениям, НКВД держал руку на пульсе в момент отъезда в США, по другим – перед началом Второй мировой войны. Якобы на одном из светских мероприятий ее заметила секретарь советского посольства в США и предложила стать агентом влияния (поставлять информацию о том, кто с кем дружит, давать характеристики на интересующие персоны, выполнять мелкие поручения). Условия сделки неизвестны, но она состоялась. Русскую разведку интересовали секретные работы, связанные с атомной бомбой. В поле зрения попал и Эйнштейн.
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Лариса Щебренко (с) "Лилит"