Продолжение. Начало истории любовного треугольника здесь
Сергей Конёнков -- «русский Роден»
Сергей Конёнков мог бы тягаться с самим Эйнштейном в оригинальности. О таких говорят: творческая личность, богема, ничего святого. Мог себе позволить. Талант и цинизм помогли ему легко уживаться и с царским правительством, и с советской властью.
До революции Конёнков был действительным членом Российской императорской академии художеств, его называли русским Роденом. Работы скульптора притягивали легендарных личностей. Чтобы купить мраморного Баха, скрипач Анатолий Микулин продал скрипку «Гварнери». Миллионер Рябушинский положил глаз на портрет Паганини и приобрел его для своего особняка. Но спрятал – и найти его не могут по сей день. Говорят, что дар Коненкова – от дьявола, поэтому нечистый утащил в свои закрома не только «дьявольского» скрипача, но и его скульптурное изображение. Каменных дел мастер нередко играл на скрипке перед бюстом Паганини.
Возможно, за преданность темной стороне искусства его не жаловала церковь, несмотря на религиозную тематику многих работ Коненкова.
Странный он был и с точки зрения обывателя. То собирал на паперти слепцов, аккомпанировал им на лире и распевал псалмы. То закупал партию браунингов и шел на баррикады в 1905 году. А потом вдруг проникался любовью ко всему миру и засеивал площадку перед своей мастерской на Пресне семенами ржи и васильков.
Жить он любил на широкую ногу. Мог собрать у себя высший свет Петербурга и Москвы, а потом укатить в цыганский табор. Его друзьями по празднику жизни были Сергей Есенин, Айседора Дункан, Федор Шаляпин. К слову сказать, от такой жизни сбежала первая жена Коненкова – Татьяна Коняева, с которой скульптор познакомился на баррикадах. Вряд ли он успел заметить, что стал одинок: женщин у него всегда было больше, чем свободного времени.
После революции ничего не изменилось. Императорский скульптор стал «народным советским» членом Академии художеств СССР. Бюст Сталина с подписью «Король всех королей» пришелся к советскому двору и открыл нужные двери. Видимо, искусство требует и таких телодвижений.
Коненков познакомился с Маргаритой в расцвете творческих и физических сил, ему было 42 года.
Слабым звеном в этой троице должна была стать Маргарита Воронцова – «никто и звать ее никак».
Приехала в Москву из тьмутаракани (старинный городок Сарапул в Удмуртии и сейчас мало кто знает), чтобы учиться и как-то устроить свою девичью жизнь. Каковы шансы бедной девушки из глухой провинции пробиться в высший свет в предреволюционной России 1916 года? Однако гонора у нее было не отнять, благо аристократическое происхождение родителей давало шанс на некую избранность.
Маргарита поступила на юридические курсы и жила в доме доктора Бунина. Учеба представлялась фиговым листком, который прикрывал истинное желание очаровательной провинциалки – удачно выйти замуж. Демократичная студенческая среда, которую жаловали эстеты и таланты, была самой короткой дорожкой к выгодным и интересным знакомствам.
Семейство Буниных редко видело свою постоялицу -- Маргарита проводила большую часть времени в доме Шаляпиных. Сначала подружилась с дочерью знаменитого певца – Ириной, потом закрутила роман с сыном Шаляпина – Борисом. Мечты сбывались, дело шло к свадьбе. Но однажды Маргариту застали с самим папенькой Федором Шаляпиным. Одни пишут, что девушка «открыто флиртовала», другие – «в одной постели». Но как бы там ни было, случился скандал и свадьбу отменили. Однако цепочка многообещающих знакомств уже сложилась, и вскоре Маргарита стала невестой молодого скульптора Петра Бромирского.
Наивный жених решил похвастаться свой возлюбленной перед коллегой по скульптурному цеху Сергеем Коненковым и принес фотографию Маргариты. Маститый художник вспоминал:
«Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне неведомым творением. Особенно прекрасен был поворот ее головы. И руки – необыкновенно красивые руки с тонкими изящными пальцами были у девушки на фотокарточке. Таких рук я не видел никогда!»
Коненков влюбился как мальчишка и напросился в гости к суженой Бромирского. А потом банально отбил чужую невесту. «Его превосходительству» (так обращались к членам Императорской академии художеств) сделать это было нетрудно.
Влюбилась ли в него Маргарита? Биограф Ольга Трифонова напишет:
«Она легко влилась в течение столичной жизни, брак ее можно было назвать безоблачным, что, впрочем, не мешало ей крутить романы с Сергеем Рахманиновым, Федором и Борисом Шаляпиными, Блоком и другими светскими львами».
Любовью здесь не пахнет, но в этой цитате есть неточность: романы были, а брака пока не было.
На момент знакомства Маргариты с Коненковым ей исполнилось 20 лет.
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Лариса Щебренко (с) "Лилит"