Всем нам время от времени приходится испытывать тяжелые эмоции. Однако вашему ребенку справляться с ними намного сложнее. Как вы реагируете, когда ребенок напуган, встревожен или подавлен?
Детей необходимо учить тому, как справляться с трудными эмоциями. Некоторые дети узнают, что определенные эмоции, такие как страх, гнев или ревность, неприемлемы. Вместо того, чтобы выражать эти эмоции и отпускать их, они учатся подавлять эти эмоции и надевают маску счастья.
К сожалению, невыраженные эмоции не исчезают волшебным образом. Эти подавленные эмоции бродят в тайниках детского разума, ожидая возможности высвободиться.
Игнорирование сложных эмоций
Эмоции возникают из мыслей о ситуациях. Мысли могут возникать так быстро или бессознательно, что их нелегко заметить.
Например, представьте, что вы видите ребенка, стоящего у бассейна и не решающегося прыгнуть в него. Какие мысли могут быть у этого ребенка? Возможно, он думает о том, насколько холодной может быть вода или каким страшным может быть погружение под воду. Эти мысли вызывают нервозность. Кто-то может попытаться отмахнуться от чувства нервозности ребенка, говоря что-то вроде:
• «Это не так страшно».
• «Ты легко справишься с этим».
• «Просто прыгай!».
Услышав это, ребенок может изменить свое мнение или же им овладеет еще большая неуверенность. Так как же признать чувства этого ребенка вместо того, чтобы игнорировать их? Это может звучать так: «Ты однозначно обеспокоен предстоящим прыжком. Может быть, для начала тебе стоит погрузить пальцы ног в воду?».
Бегство от сложных эмоций
Ваш ребенок испытывает сложные эмоции как часть повседневной жизни. Он может чувствовать страх, скуку, злость, одиночество или грусть. Чувствуете ли вы ответственность за исправление этих чувств и за то, чтобы ваш ребенок был счастлив?
Если это так, возможно, вы непреднамеренно учите его убегать от сложных эмоций. Например, если ребенок жалуется на скуку, пытаетесь ли вы это исправить? Многие родители используют различные электронные устройства, чтобы помочь своим детям избавиться от скуки.
Что происходит, когда ваш ребенок говорит вам, что он о чем-то беспокоится? Что вы отвечаете? Подталкиваете ли вы его на избежание ситуации, которая вызывает беспокойство?
Одна женщина рассказала, как расстроилась ее дочь Юля из-за того, что от нее потребовали сделать короткую презентацию перед всем классом. Юля была в слезах. У нее болел живот, и последние пару ночей она плохо спала из-за страха перед предстоящим выступлением. Мать связалась с учителем, чтобы узнать, может ли Юля избежать выступления или же, возможно, провести презентацию перед одним лишь учителем. Преподаватель разрешил Юле провести презентацию после уроков с глазу на глаз.
Чему Юля научилась из этого опыта? Вместо того, чтобы приобретать навыки обращения со своими тревожными мыслями, она узнала, как ее мама может помочь ей избежать подобных ситуаций. Хотя мать действовала так из любви к дочери, негласным сигналом было то, что девочка не может справиться с этой задачей самостоятельно. Юля не прибавила уверенности в себе от обсуждения своих страхов с учителем. Она с большей вероятностью будет искать способы выхода из неудобных ситуаций в будущем.
Оставайтесь на связи со сложными эмоциями
Что еще мать могла сделать, чтобы помочь дочери? Первый шаг — осознать, что это проблема Юли, а не ее. Мать может оказать помощь, слушая своего ребенка. Необходимо позволить девочке рассказать о своих опасениях, и Юля получит возможность прояснить и подвергнуть сомнению свое собственное мышление.
Мама может проявить сочувствие, сказав что-то вроде: «Милая, ты беспокоишься о том, что тебе нужно выступить перед классом. Ты боишься забыть слова или боишься споткнуться по пути к доске, боишься показаться нелепой. Другие дети могут над этим посмеяться. Я тебя понимаю». Признание эмоций Юли поможет ей почувствовать себя понятой.
Мать может подсказать Юле, что делать дальше, задав вопрос: «Как ты думаешь, что можно предпринять?». Она может выслушать идеи девочки и помочь ей продумать, как эти идеи могут сработать. Если Юле нужны другие предложения, мать может предложить еще несколько идей.
Затем мать может проявить уверенность в способности Юли решить проблему. Она может спросить девочку о результатах, когда та вернется из школы. Когда Юля пытается решить свою проблему, она обретает уверенность в себе и свои собственные навыки решения проблем.
Какими инструментами для борьбы со сложными эмоциями вы могли бы поделиться со своим ребенком? Один из верных способов — использовать свое дыхание, буквально «дышать» через чувства. Вы можете углубить дыхание: сделать вдох в течение пяти секунд, задержать дыхание на пять секунд, сделать очень глубокий выдох, и так по кругу.
Еще один инструмент — так называемая «техника эмоциональной свободы», простукивание по определенным точкам меридиана, когда вы говорите с ребенком о проблеме. Многие люди также находят медитацию полезной для освобождения от сложных эмоций. Ваша цель воспитания не в том, чтобы предотвратить тяжелые чувства. Скорее, вы хотите помочь своему ребенку развить здоровые способы выражения своих эмоций. Эти навыки ваш ребенок может использовать всю оставшуюся жизнь.
Домашнее задание;)