Пока вся Россия молится за здоровье фигуриста Романа Костомарова, мы вспоминаем его «золотой» прокат на Олимпиаде 2006 года в Турине и верим, что, как и 17 лет назад, чемпиону удастся одержать победу, но уже в схватке за жизнь.
20 февраля легендарному прокату «Кармен» исполнятся уже 17 лет. С того момента, к слову, мы больше ни разу не поднимались на высшую ступень пьедестала Олимпиады в танцах на льду. Одна из самых ярких программ в истории фигурного катания стала визитной карточкой Татьяны Навки и Романа Костомарова, но мало кто знает, какие препятствия пришлось преодолеть спортсменам, чтобы постановка увидела свет.
К сезону-2005/2006 пара подходила в роли двукратных чемпионов мира и Европы, но несмотря на драйв и жажду новых титулов, начало олимпийского цикла превратилось для спортсменов в череду неудач. Первой из дуэта выбыла Татьяна Навка: у девушки диагностировали трещину плюсневой кости стопы — месяц тяжелой реабилитации стал для атлетов трагедией. Роману работал в одиночку за двоих, чтобы только не растерять форму.
Когда фигуристка вернулась на лед, ее вновь ждала неудача. Во время исполнения произвольного танца на ЧЕ Навка рассекла коньком руку — докатывать номер пришлось, в прямом смысле, «кровью и потом».
Затем, как будто сговорившиеся неудачи, настигли Костомарова. Видимо, из-за больших нагрузок и сильного стресса, у фигуриста перестали получаться твизлы — параллельные вращения на одной ноге. Такой расклад на выступлении мог обернуться потерей большого количества баллов, ведь это один из самых «дорогих» элементов в танцах на льду.
Читайте также
В паре буквально на ровном месте начали возникать разногласия и недопонимания. Татьяна быстро уставала, и ее сил после травм физически не хватало на полный прокат. С горячим упорством она настаивала на дополнительных тренировках, но Роман такой план не одобрял.
Партнер категорически отказывался работать сверхурочно, между ними пробежала черная кошка. Как вспоминал тренер дуэта Александр Жулин в одном из интервью, лишь ближе к выезду в Турин Костомаров осознал их шансы и дал клятву выполнять любые задачи, возложить на плечи непосильные нагрузки, пожалуйста — все ради золота.
Решающим стал произвольный танец — та самая «Кармен». Собравшись, российские атлеты выступили феноменально, единственная помарка случилась на фирменном парном кораблике, но Роман спас их от фатального падения. Этот яркий прокат стал триумфом карьеры, и, как оказалось позже, ознаменовал последний старт Навки и Костомарова в любительском спорте. Сразу после выступления они объявили, что переходят в профессионалы.
Заполучив золотые медали, которые смотрелись как неотъемлемая часть роскошных костюмов, фигуристы поднялись на первое место и не без внутренней ухмылки вспомнили всех, кто крутил пальцем у виска и не одобрял выбор их программы. А таких скептиков было немало…
До учеников Жулина и после них историю Кармен и тореадора брали десятки фигуристов, в числе которых были легендарные Катарина Витт, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Евгений Плющенко, Тесса Виртью и Скотт Моир. Тема была настолько заезженной, что нового еще можно изобрести?
Но Александр Жулин и хореограф Татьяна Дручинина придумали: необходимо было показать историю борьбы мужчины и женщины. С этим их подопечные справилась идеально — на льду спортсмены будто бы действительно соперничали, подражая дуэльным движениям, делали выпады, опаснейшие поддержки.
Больше половины программы они катались, направляя внимание не друг на друга, а на зал — и тем самым будто задавая вопрос: ну кто же все-таки лучше, партнер или я?
Читайте также
В большинстве выступлений по мотивам «Кармен» на первый план выходила сама цыганка, а Эскамильо лишь помогал ее образу раскрыться. Российская пара порвала все шаблоны: укротитель в исполнении Костомарова стал не менее сильным персонажем, чем воплощенная Навкой красотка.
В своей автобиографии Александр Жулин вспоминает: «Рома был настоящим мачо, Таня была великолепна в образе Кармен. В программе „Тоска“ Рома был не до конца убедителен, там нужно было играть любовь, а он то ли стеснялся, то ли не понимал задачи. Совсем про любовь — это не его, секса в постановке не хватало, а тореадор был и сексуальным, и любвеобильным. В общем, постепенно Рома раскрылся».
Стойко перед лицом критики вела себя и Татьяна Навка. Девушку упрекали в том, что работница сигарной фабрики — не ее персонаж. Ведь, в отличие от героини новеллы Проспера Мериме, фигуристка была блондинкой, — и ее внешность совсем не вязалась с образом страстной испанской цыганки. Но спортсменка осадила всех «знатоков»: «Есть такой стереотип, что Кармен должна быть брюнеткой. Хотя, насколько я знаю, у Проспера Мериме не был упомянут цвет волос. Говорилось о черных бровях, длинных пальцах… Да, испанка подразумевает в себе цвет волос, но в целом, конечно, это идет изнутри. Та харизма, та энергия, которую я переживаю, надеюсь, каждая женщина поймет, почувствует и увидит свою Кармен в себе».
Недоброжелатели умудрились раскритиковать и костюмы: обличия фигуристов называли слишком театральными. Многие говорили о том, что объемные, многослойные наряды с обилием деталей не подходят для спорта, но и здесь наши герои оказались непреклонны. Что такое фигурное катание, если не театр на льду?