В июле 1994 года указом президента Бориса Ельцина лечебно-трудовые профилактории (ЛТП ) в России прекратили существование.
Ангажированная и даже истеричная компания, под предлогом антигуманности, ничего хорошего семьям, страдающим от алкогольной зависимости близкого родственника, не предвещала. Если бы господа-реформаторы с высот мутного либерализма спустились на землю, то их вывод о целесообразности содеянного мог быть совершенно иным. Возможно. В каждом уголке нашей страны найдутся истории, когда торжество абстрактных принципов демократии с ликвидацией ЛПТ приводило к реальным человеческим трагедиям.
Для членов семьи страдающего хроническим алкоголизмом, направление в ЛТП служило спасением, иногда передышкой на срок лечения. Поэтому лечебно-трудовые профилактории, по факту, выполняли позитивную миссию - сохранение человека, семьи, а решение о их ликвидации оставило «за бортом» многие тысячи нуждающихся в лечении.
Последствия гуманных инициатив достались и сотрудникам органов внутренних дел. Не исключением стал и наш участковый пункт, несший на своих милицейских плечах издержки правительственных решений, отразившихся на многих семьях нашего околотка. Каких-либо методов профилактики, кроме душещипательных бесед, да протоколов за появление в пьяном виде ничего у участкового в арсенале и не было. Впрочем, как и в сегодняшние дни.
Спиртовые суррогаты продавали практически в каждом придомовом ларьке. Выловить потребителя зелья не представлялось возможности, поскольку все прелести были в шаговой доступности от квартиры жаждущего напиться, а участковый пункт милиции находился на другой стороне посёлка...
На участок за помощью обратилась женщина: мать двоих и обладательница пьющего «до посинения», но все равно любимого мужа. В общем-то неплохого человека, семьянина и почитаемого на производстве специалиста, но и по-совместительству - профессионального бытового пьяницу. Как только он срывался — его выгоняли с работы, когда приходил раскаиваться — принимали вновь, и так по кругу. Негодяем назвать нельзя. Обыкновенный алкоголик с соответствующими отклонениями поведения…
Заглянувший на участок старший участковый был на выходном. Да и зашел-то с оказией - забыл игрушку, приобретенную сыну и оставленную на письменном столе.
Заодно и проверить работу околоточных. Может чем-то и помочь понадобится..
- А где еще можно найти участкового в выходной, да и живущего в шаговой доступности от здания, где расположен его пункт милиции?- спросите Вы.
- Да на участке. Где же ещё.
Так и получилось, что женщина подошла, что называется - вовремя. Следом доставили и ее «благоверного»: грязного, c заросшим щетиной лицом, не отошедшего от многодневной пьянки.
Все своим видом «отец семейства», доставленный для беседы, показывал безразличие к ситуации, да собственно и к бесполезности профилактических мер.
Демонстративно зевал, перебирая ногами, обутыми в шлепки на босу ногу. Мужчина лет сорока, прекрасно осознающий, что никаких мер участковый принять к нему не сможет. Кроме очередного и бесполезного «промывания мозгов».
- Не дебошир я и не уличный хулиган. ЛТП сейчас нет, а в отделовский «обезьянник» отправлять меня не за что. Бить ведь не будет! - возможно так думал полупьяный, с помятым и заспанным лицом - больше похожий на мерзкое существо, чем на человека разумного. Был уверен, что, чуть погодя, его отпустят до дома.
- За дверью стоит плачущая женщина, в надежде, что милиционер все-таки чем-то ей поможет. Хотя бы на один день избавит семью от беспробудного пьяницы. А вот помочь ей я ни чем НЕ СМОГУ! Окромя задушевных бесед. Нет у меня реальных рычагов воздействия на этого ухмыляющегося алкаша! – рассуждал тем временем участковый.
Ситуация разрешилась сама. Кто-то может и скажет, что вышла из-под контроля. Может быть!
Как наставлял своих подопечных положительный герой известного фильма о диверсантах: «Запомните, мысль опережает действие, поэтому все действия нужно подгонять под воображаемый финал, а он обязан быть удачным».
То дальнейшие действия участкового были диаметрально противоположными наставлениям киношного героя, а мысль, к сожалению, оказалась вторична.
Но, как выяснилось позднее - финал был удачен.
Накрытый салфеткой, на столе лежал муляж табельного пистолета. Металлический. И даже с передергивающимся затвором и извлекаемой обоймой. А по факту-игрушка, приобретённая в Детском мире, за которой участковый и пришел на свое рабочее место.
Вот этот-то, почти настоящий ПМ, и был водружён в рот домашнего алкоголика, в очередной раз открытый для демонстративного зевка. Лязг его сомкнутых от испуга зубов совпал со звуком, характерным для опорожняющегося кишечника. Штаны зевающего собеседника наполнились содержимым ...
- Беседа удалась на славу, - подумал участковый.
Последовавший затем неимоверный запах буквально выгнал сотрудников и посетителей из служебного помещения участка... Милицейский УАЗик доставил перепуганного «отца семейства» прямо до дома. Супруга приняла. Муж ведь, хоть и пьяница…
Прошло четыре года.
Женщина та вновь появилась на пороге административного участка. Ожидал, что с очередной жалобой на супруга. Но, судя по улыбке её, понял, что ошибся. В семье все хорошо.
- Машину купили. На дачу ездим. Дочка в институт поступила.- рассказывала о себе женщина . - Вот только у подруги проблемы в семье. Муж хороший, но пьющий. Поговорите с ним. Ну, как с моим. Он же человеком стал - продолжила она.
Вот как тут женщине объяснить?..
Умные головы и по настоящее время спорят о степени эффективности ЛТП.
Те, кто на собственной шкуре не испытали - каково это иметь алкоголика в семье. В настоящее время ЛТП сохраняются лишь в Белоруссии, Туркменистане и Приднестровье.
А мужики продолжают пить.
У участкового, хотя уже квалифицированного полицейского, рычагов, методов и механизмов противодействия домашнему алкоголизму так и не появилось.
Подписывайтесь на наш Канал. Делитесь в комментариях своими рассказами. Интересно ведь.
Продолжение следует... Дело не закончено...