Что делает отличный фильм отличным? Совокупность качественных характеристик или особый дух? Или совокупность духа и качественных характеристик? Сложно сказать. Постфактум, в фильме можно найти и то, и другое, было бы желание. А в ходе просмотра можно только наслаждаться.
Фильм Матьё Кассовица «Ненависть», вышедший в 1995 году, не дебют, но первая по-настоящему успешная его лента. Что сделало ее такой? Сложно определенно сказать, но можно попробовать.
История трех друзей, живущий в пригороде Парижа в непонятном мире ничегонеделания и развлечений, развивается на фоне беспорядков и следующего в ответ на них полицейского насилия. В роли чеховского ружья очень прямолинейно действует потерянный полицейским и найденный одним из друзей револьвер. И весь фильм мы ждем его выстрела как кульминации сюжета, а он всего лишь ставит в нем точку.
Трое друзей в исполнении Венсана Касселя, Саида Тагмауи и Юбера Кунде – странное для массового кино трио из еврея, араба и чернокожего. Они живут в мире молодежной субкультуры, криминала и нищеты, проживая в пригороде на грани гетто. Они агрессивно реагируют на ранение их друга полицейскими и даже готовят план мести. Но фильм нельзя назвать ни социальной драмой, ни боевиком с натуралистичным насилием.
Черно-белый, снятый в притчевой манере, с большим количеством не влияющих на общий сюжет сцен, фильм многое берет от французской «новой волны» как в постановке, так и в стиле операторской работы. Но от этого он не становится похож на творчество Годара или Трюффо.
Не смотря на обилие хип-хопа, брейк-данса и современной фильму музыки, которым даже иногда посвящены целые сцены, фильм нельзя в полной мере назвать и молодежным.
В итоге получился сложный по структуре, но гармоничный фильм, соединяющий в себе черты очень разного кино, но при всем при этом имеющий свой собственный облик. И именно это, как мне кажется, делает его таким хорошим. Впрочем, каждый посмотревший его может попытаться самостоятельно ответить на этот вопрос.