На днях прозвучал запрос от одной постоянной читательницы на статью про дорогу в зимнее время от Москвы до Сочи. Как это проходит? Как долго ехать по серпантину?
Не претендую на то, чтобы описание нашего взгляда на данные вопросы называлось истинным отражением темы. Это только опыт отдельно взятой семьи, не более.
В южную сторону страны мы ездим только зимой. Летом раньше предпочитали иностранные берега. Сейчас чаще проводим время на даче, на малой родине или в поездках по российским городам. То есть наш опыт автомобильных поездок в Сочи -- исключительно зимний. Сравнивать с летом по многим пунктам не имею возможности.
Из Москвы, где мы живём, выезжаем в сторону Воронежской области (северной её части) по платной трассе М-4. Там у нас есть дом -- жилой, со всеми удобствами, круглогодичный. Топить печку и таскать воду не нужно. Это наша первая остановка. Иногда она занимает одну ночь, иногда больше. Как в этом году, например. Едем примерно 6 часов. Дорога нормальная. Камер контроля скорости хватает.
Следующий пункт назначения -- Ростов-на-Дону. Это примерно 7 с половиной часов пути без учёта каких-то серьёзных пробок. Дорога -- история без заранее известного финала. Потому можно ехать дольше. Меньше не получается. Именно по этой причине не отправляемся сразу до Краснодара. Иначе может получиться очень долго и сложно.
В этом году из Воронежской области выехали около 9 ч утра. И в Ростове были в 16.30. В пути тормозили пару раз точно. Заправка, санитарная остановка, перекус. Никогда не спешим сломя голову и не моргаем дальним светом машинам в левом ряду, чтобы уступали "королевскому экипажу". Терпеть не могу таких водителей...
В Ростове в прошлом году останавливались в частном доме, который нашли через приложение для аренды жилья в путешествиях. Но как раз год назад оно и перестало работать. Потому в этот раз выбрали приличную официальную гостиницу 4*. Дороже, но как-то спокойнее и предсказуемо. Остались местом довольны.
Из Ростова-на-Дону в Сочи выезжали до 9 утра. Выспавшись, позавтракав и т.п. Приехали на место в 18 ч вечера. Вышло достаточно долго, потому что было 3 остановки и пробки из-за ремонта дороги. Лишний час потеряли. Заправлялись, искали лекарство от укачивания где-то в Туапсе, дышали уже морским воздухом. Не торопились особо. Да там и не получится спешить)
Серпантин -- это яркое впечатление от дороги, конечно. Нужно быть внимательным и в состоянии машины не сомневаться. Потому мы ездим на машине мужа. Она лучше и новее моей. И за рулём своей машины только супруг. У меня на такие авантюры духа не хватает. В теории скорее всего доеду. Но вся издергаюсь, изнервничаюсь. Еще и накричу, что мне мешают разговорами. Но вообще мы не ездим на машинах друг друга. Как-то так негласно сложилось. Потому мой муж (святой человек!) мужественно везёт нас сам.
Извилистая дорога иногда поворачивает очень резко в сторону и сразу вверх или вниз. Иногда приходится долго спускаться. Чтобы потом столько же подниматься. Короче, логику серпантина постичь нельзя. Где удалось сделать дорогу, не вступая в открытый конфликт с природой, там и сделали. Потому 200 км ехать часов 5. Зимой, когда желающих немного. Как летом, в высокий сезон, не знаю. Кажется, что не лучше.
Зима на серпантине -- не то же самое, что где-то под Москвой. Утрамбованного слоя снега, колеи, льда нет. Асфальт влажный или сухой. Конечно, бывают и снегопады, но они другие. Тут на прогноз стоит ориентироваться. Потому как снегопад может превратиться в камнепад, грязевые потоки и прочие радости горных дорог. Прогнозы меняются постоянно при этом. Вчера один, сегодня на тот же день -- уже иной. Капризная природа, в общем.
В этот раз шёл сильный дождь. С гор текли практически водопады. Красиво. Особенно когда цветы встречались по пути. И опасно. Трассу смыло где-то. Но мы проскочить успели. Повезло.
В этом году нас укачало. Я к такому была не готова: нужного лекарства с собой не оказалось. Купили его в аптеке по пути. Мне показалось, что препарат под рукой лежал у фармацевта. Дело-то привычное для тех мест)
Получается, что едем мы из дома до курорта три дня. Не полностью, конечно. Без долгих остановок, ночевок и за сутки можно путь преодолеть. Но нам так было бы слишком сложно физически и морально. Особенно детям.
На самолёте однозначно быстрее добраться. Но нам нравится наблюдать за сменой пейзажей. За тем, как подмосковные высокие сосны уступают место липецким лесостепям с их невысокими березами. Как богатые воронежские поля становятся воистину бескрайними ближе к Ростову. Как радость от уменьшения снежного покрова и появления зелени переходит в восторг от первых гор в районе Адыгеи. Такая большая страна! Такие разные регионы! И всё наше) Хочется запеть: "Как не любить мне эту землю, где мне дано свой век прожить?!..."
Конечно, не только по этой причине на машине. В самом Сочи нам без неё сложновато. В прошлом году, например, ездили на водопад, в горы. В этот раз в музей успели уже заскочить, в супермаркет. Дождь сильный. Пешком вообще не вариант. Тащить тяжело. А в такси тесновато. Мы привыкли, что двое впереди и двое сзади. Да и не любители мы чужих стилей вождения, чужих запахов тем паче. Плюс, на машине без проблем можно увезти много чемоданов из дома. И доехать прямо до конечного пункта без общественного транспорта.
Из минусов наличия машины только безобразная манера езды на улицах Сочи (несоблюдение правил проезда, парковки, полос и т.п.), а также малое количество парковок в центре (мы на Курортном проспекте). Нам нашли платное место на случай невозможности припарковаться у дома.
Что ещё сказать про дорогу?
1. Заправляемся на заправках, которым доверяем. Там же кофе можем купить. Но еду чаще всего везу с собой. Что-то домашнего приготовления, что-то в заводской упаковке.
2. Проезд оплачиваем с помощью транспондера. Уже, по-моему, никакой экономии нет. Но хотя бы окно/дверь не открывать. Зимой очередей на пунктах оплаты не видела.
3. Детей вместе не сажаю. Старший впереди сидит. Мы с младшим сзади. Так мне проще всех контролировать и все потребности оперативно закрывать. Кому воды, кому таблетку, кому салфетку и т. д. Вместе они могут создавать слишком много шума и друг от друга же уставать.
4. В дороге стараюсь не засыпать. Потому что спящие пассажиры расслабляюще действуют на водителя. Лучше поддерживать беседу, предлагать перекус, чай и т.д.
В этот раз спала в дороге, приняв средство от укачивания. Вот так оно на меня действует. Практически выключает из жизни на час-два. Лет 10 не пила такие таблетки. А побочка та же, ничего не изменилось.
5. Всегда беру с собой термосы, плед, лекарства, дополнительные комплекты обуви и верхней одежды. Естественно, документы. Ничего сверхъестественного, но не с одними зубными щетками едем. Мне кажется, с детьми иначе и не получится.
Если что-то забыла и не написала, спрашивайте)