Начало в статье «К чему нам стремиться?». Часть 1.
В большинстве регионов представительство стран в WBFF идет через национальные ассоциации клубов отдельных стран (например, в Европе), региональные организации областей крупных стран (Северная Америка). В регионе Латинской Америки все клубы напрямую представлены в региональной организации WBFF. В Австралийскую национальную организацию входят четыре клуба, расположенные в Новой Зеландии. И не все клубы этого региона входят в какую-либо из национальных организаций этих островных государств и охвачены ANZBF.
Повсеместно есть клубы, которые существуют на самодеятельной основе или действуют самостоятельно на основании устава. Огромное количество коллекционеров бонсай также действуют на свое усмотрение. Но деятельность всех структур большой пирамиды WBFF выстраивается на основании уставов, позволяющих клубам, ассоциациям, федерациям иметь представительство, а, соответственно, голос в более крупной структуре, рассчитывая на ее поддержку.
Вероятно, есть распределение как вверх так и вниз финансовых ресурсов. Возможно, это некоторые отчисления членских взносов низовых сообществ, части согласованных уставом коммерческих заработков, но и финансовая поддержка со стороны более крупных структур ключевых мероприятий региона: организации музея, выставки, сохранения коллекций, составлении каталогов лучших деревьев, издание книг и журналов, в отдельных случаях - розыск украденных бонсай и т.п.
Наверняка существуют временные договоренности на этапе организации совместных мероприятий клубами или ассоциациями одного уровня. Например, оплата за аренду помещения и организацию выставки с одной стороны, а с другой – отчисления организаторам, например, за реализованные товары и услуги во время этих мероприятий.
Нужно отметить, что деятельность сообществ бонсай успешнее там, где движение хорошо организовано, имеет юридическое и финансовое основание, прозрачную структуру, понятные для вхождения в клуб правила, там, где сообщество развивается планово. Лучшими примерами является взаимодействие с органами власти, обществами дружбы с Японией и Китаем, ботаническими садами, обществами охраны природы, питомниками, производителями керамики, СМИ и т.п.
Наличие «плановости» в деятельности организаций необходимо также при ротации руководства сообществ. При смене руководства курс сообщества и условия членства для удобства его участников не должен быть неизменен. В большинстве сообществ любого (в меньшей степени клубного) уровня руководство избирается на определенный срок. В более крупных сообществах это происходит, как правило, на текущей конвенции (они могут быть ежегодные или раз в 2-4 года). Чаще всего период, на который избирается руководство, совпадает с частотой конвенций, очередную из которых готовит текущее руководство. В состав руководства в зависимости от устава входят президент, вице-президент, секретарь, казначей, библиотекарь и др. Работа их подотчетна перед сообществом, и может быть оплачиваемой.
Не все сообщества даже внутри одного региона могут быть организованы одинаково – это будет зависеть от числа участников, их опыта, совместных целей. Это может быть 3 человека - друзей-фанатов-любителей посещать выставки бонсай, а может быть сообщество 100-150 человек постоянное общение, обучение, присутствие, поддержание интереса к бонсай которых нужно обеспечивать. Но каждое общество будет развиваться, глядя на более успешные примеры.
Но сколько бы ни было любителей бонсай, занимающихся выращиванием деревьев – большинство людей захотят просто любоваться плодами этого искусства. Поэтому стоит также предусмотреть зоны – физические и виртуальные, где поддержка клубам и ассоциациям может прийти от спонсорства простых граждан, организаторов выставок, музейных пространств, туристических агентств, представителей бизнеса, образовательных сообществ и т.д. Думаю, что еще возможно участие в грантах.
Успех сообществ бонсай во многом будет зависеть от организации единого виртуального пространства, отражающего состояние бонсай-движения в стране. Портал (система сайтов и виртуальных сообществ) должен иметь общий вход, на нем должна быть отражена существующая структура сообществ региона, представлены достижения, анонсы мероприятий, контакты, методические рекомендации, фотогалереи, «лица», форум и др. Однажды сделанная в сети интернет публикация должна быть доступна с этого сайта что называется «в три клика». Желательно предусмотреть зону с авторизацией («только для членов профсоюза») с наиболее подробными и ценными материалами. Поверьте, это сильный рычаг для вступления в «клуб». Когда я начала создавать свой канал «Эстетика бонсай», я насчитала более 100 групп ВКонтакте, создающих посты о бонсай. Позже – больше 60 каналов в «Дзене». Как вы думаете, сколько из них сейчас еще «дышут»? Телеграмм каналы, которые развиваются сейчас очень активно, я имею возможность просматривать только точечно, не всегда есть время.
В посте лидера Клуба любителей бонсай СПб и ЛО «Кэнгай» Анастасии Орловой прозвучал, в том числе, вопрос о правилах вхождения в WBFF. У меня есть два ответа. Один заключается в том, что следует написать руководству федерации письмо с вопросом о том, что формально нужно сделать, чтобы стать очередным регионом этой организации. Второй – в том, чтобы в ближайшее время (вероятнее всего летом, во время готовящегося проведения выставки бонсай Игоря Ислентьева) обсудить текущее положение российского бонсай и наметить пути его организации, а затем развивать его в интересах российского сообщества бонсай, включаясь в культурную, научно-популярную, туристическую, музейную, образовательную жизнь нашей страны.
Возможно, одно другому не мешает.
Но главное, оставаться верным своему увлечению, в чем бы оно не выражалось: в создании бонсай, в организации сообществ, в проведении выставок или курсов, написании книг, создании садов или ландшафтных композиций, общении в сети интернет.
Успехов вам и процветания вашим деревьям, бонсаисты!
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.