Найти тему

БМП на базе танка (несколько слов о применении единой платформы).

Описывая в предыдущей статье применение звездообразных дизелей в современных танках, мы решили продолжить тему применения единого (унифицированного) силового агрегата на конструктивной платформе применительно к боевой машине пехоты.

В классическом определении боевая машина пехоты (БМП) – это транспортное средство, предназначенное для оперативного перемещения пехотного десанта по полю боя и его непосредственной огневой поддержки. Т.к. обороняющаяся сторона всегда имеет тактическое преимущество в виде укрепленных долговременных позиций с оборудованными огневыми точками то БМП для наступающей мотопехоты зачастую является единственной защитой и последней надеждой на прорыв обороны противника или прикрытия её отступления. Конечно воюет не техника, воюют люди. Но всё-таки им лучше за броней, чем в чистом поле… Поэтому боеспособность пехоты на прямую зависит от её защищенности и обеспеченности всем необходимым на поле боя, а с этой задачей может справиться только БМП. Этот класс бронетехники как правило имеет собственную конструктивную платформу с v-образным двигателем, установленным в передней части боевого отделения и отсеком для размещения десанта в задней его части.

На наш взгляд, оптимальным вариантом компоновки БМП будет использование силового агрегата, трансмиссии и корпуса танка, описанного в предыдущей статье, т.к. танковая броня и его ходовая часть наиболее оптимальна для защиты перевозимых в ней солдат, и их боезапаса. Однако большую долю заброневого пространства танка отнимет двигатель и трансмиссионный узел, который у всех серийных образцов находится в заброневом пространстве корпуса.

Мы предлагаем решить эту проблему путем размещения описанного, в предыдущей статье, силового агрегата в виде радиального двигателя, размещенного плашмя, на крыше бронекорпуса боевой машины. Соединив его с трансмиссией дополнительным карданным валом проложенном вертикально от потолка к полу машины внутри защитного кожуха являющегося к тому же элементом, увеличивающим жёсткость корпуса, описанного БМП. При таком размещении силовой установки от внешних воздействии её можно будет защитить бронеколпаком, сделать который целесообразно из башни того же танка. В отсутствии танкового орудия места там будет достаточно.

схема предлагаемой компоновки БМП
схема предлагаемой компоновки БМП

Именно силовой агрегат радиальной архитектуры (с кривошипно-шатунным механизмом звездообразной конструкции) смонтированный на крыше корпуса БМП под бронеколпаком, позволит взаимоувязать компоновку всех перечисленных выше инженерных систем, одновременно освободив все заброневое пространство корпуса машины для размещения мотопехоты и перевозимых ими грузов.

Кроме того, описанное расположение силовой установки позволяет создать перед отсеком экипажа, за лобовой броней, достаточное пространство для рассеивания взрывной струи кумулятивных боеприпасов. А бронеколпак и блок двигателя будет дополнительно защищать внутренние отсеки от зарядов, поражающих корпус машины сверху.

Как мы писали ранее радиальные двигатели звездообразной конструкции не являются новинкой в мировом танкостроении и широко применялись в бронетанковых войсках Американской и Британской армий до начала шестидесятых годов прошлого века. Именноавиационные радиалы, своей компактностью, позволяли максимально увеличивать свободное заброневое пространство, обеспечивая требуемое соотношение мощности к размеру, и были надежнее, чем силовые установки иных конфигураций, доступные на то время. Широко использовались они и в военно-воздушных силах СССР, а также стран Варшавского договора, например, на транспортно-десантных вертолетах МИ-4 их устанавливали до 1968 года, а в Китае до 1979. В народном хозяйстве России они используются до сих пор на самолетах АН-2.

Кстати он занесён в Книгу рекордов Гиннессакак единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 70 лет!!! Следовательно, производство таких двигателей хорошо освоено отечественной промышленностью. Столь длительное использование силовых агрегатов звездообразной архитектуры объясняется их высокой живучестью и надежной работой даже после повреждения нескольких цилиндров.

Однако рассматриваемый в настоящей статье класс боевой техники в условиях современной войны должен обладать не только малой уязвимостью и большой вместимостью перевозимых грузов, но и максимальной унификацией с танком. Т.к. ударные маневренные действия или оборона моторизованных подразделений невозможны без танкового прикрытия.

Единая конструктивная платформа очень удобна как для массового производства этой техники на общем конвейере, по общей технологической цепочке, так и ее ремонта во время боевых действий, а также накопления и хранения, комплектующих к ней.

Оборонный комплекс, организовавший производство танков и БМП на единой платформе получает значительный профит в плане сокращения и упрощения логистических цепочек производства, поставки сырья, деталей, сборки, эксплуатации, обслуживания и обучения работников, производящих и эксплуатирующих данный вид техники. Приблизи-тельно комплексный коэффициент качества замены различных платформ БМП и танков одной моделью, по мнению аналитиков армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) выше 1,5%.

Сразу оговоримся, что речь идёт о машинах на базе основных боевых танков (ОБТ).

В середине 2000-х годов такую разработку предлагали конструкторы Харьковского бронетанкового ремонтного завода. За основу они взяли Т-64, который подвергся перекомпоновке – моторно-трансмиссионное отделение оборудовали в передней части машины, далее располагалось отделение управления, а кормовая часть была отведена под десантное отделение из восьми человек. Десантирование предполагалось осуществлять через выход в корме. Был сохранен и штатный 700-сильный танковый двигатель ТД5Ф, который сопрягли с новой трансмиссией. Но описанная разработка осталась не востребованной.

Пожалуй, опыт производства бронированных транспортных средств для пехоты унифицированных с танками принадлежит только Израилю. Израильтяне сначала наладили производство БМП "Ахзарит" на базе советских трофейных танков Т-54 и Т-55, а затем и "Намер" на базе собственного танка Меркава IV. Причём Намер, имея полностью унифицированную с Меркава платформу получил в корме отсек для перевозки пехоты не меньше чем в российских БМП. Неплохие и весьма защищённые машины. А вот в армиях других стран машин пехоты на танковых платформах нет…

Конечно, Намер идеальный пример применения единой бронеплатформы в рамках государственной оборонной программы. Но, размещение двигателя за бронёй лобовой проекции машины (в самом уязвимом месте) является вынужденным компромиссом между пожеланиями заказчика (в лице армии) и возможностями промышленности, т.к. для классической v-образной силовой установки иного места в корпусе БМП разработчики найти не смогли. А значит, приходиться жертвовать габаритами заброневого пространства, удобством размещения личного состава и грузов, в том числе в десантном отсеке машины.

Безусловно, двигатель как ключевой элемент конструкции должен быть максимально приспособлен под задачи применения таких машины. Следовательно, избежать существующего компромисса при нынешнем развитии силовых установок позволит только описанная в первой части статьи компоновка машины, укомплектованной звездообразным дизелем. Хотя в отличии от танка органы управления машиной будут перенесены в переднюю часть боевого отделения, а в трансмиссии прибавиться карданный вал, соединяющий с танковой ходовой частью перемещенный на верх двигатель. Описанное размещение инженерных систем позволит использовать все внутреннее пространство такой машины в интересах мотострелкового отделения и вывести из его состава механика-водителя и оператора бортового вооружения, а также даст возможность отделению действовать на поле боя в полном составе, под постоянным прикрытием БМП. Кроме того, описанный выше вариант размещения узлов и агрегатов такой машины позволяет адаптировать внутренний объем для решения целого ряда задач, в том числе перевозки грузов, заправки топливом и эвакуации раненных с поля боя, а особенно под инженерную машину разминирования (из-за расположения ее двигателя в зоне, защищенной от минно-взрывного воздействия).

Завершая описание темы, хотим подчеркнуть, что авторы настоящей статьи стремились дать только общую информацию об их представлении перспективной конфигурации БМП на унифицированной платформе, и будут рады узнать мнение читателей об изложенных в публикации идеях.

Рябышев Н.Ю.,

Голиков М.Б.

«Об унификации систем вооружения в армии»

Москва, Перово, 2023 г..