Каждый из вас
хоть раз слышал от родителей :
- ой, ну перебесится, характер такой,
- ни минуты покоя с ним/ней,
- это потому что он/она в школе сидит постоянно, движения хочется, это же ребенок!». Но где же эта тонкая грань , между темпераментом и симптомом СДВГ?
Для начала: отстаньте от своего ребенка , если ему еще нет лет 5-6, в этом возрасте для ребенка абсолютно НОРМАЛЬНО быть активным и непослушным, таким образом ребенок проверяет этот мир «на прочность» и проверяет границы допустимого. Но , если ваш ребенок гордо носит звание «школьника» и при этом учеба у него вызывает значительные проблемы , то стоит обратить пристальное внимание на такие особенности :
- ребенок не может усидеть на месте и постоянно отвлекается на посторонние предметы
- совершает глупые ошибки «наспех»
- старается отвлечь вас или же других учеников в классе
- импульсивен и не всегда осознает последствия своих действий.
Что же делать? Если все-таки что-то из вышеперечисленного вы нашли у своего ребенка ? Для начала выдохнуть. Очень часто внимательность родителей бывает с приставкой «гипер», что может быть связано с рядом причин, таких как : пережитый ранее травматический опыт , который привел к болезни или желание дать ребенку то внимание, которого сам родитель, в свое время, недополучил и тд. Для того чтобы убрать субъективную оценку , мировые специалисты придумали когнитивный тест для СДВГ (Cognitive Assessment for ADHD Research (СAB-ADHD). Выделив 15-20 минут для ответов на вопросы, которые с легкостью найдете в интернете, вы сможете на один шаг приблизиться к ответу на волнующий вас вопрос. Подчеркну, что данный тест является лишь одним из инструментов диагностики СДВГ и нельзя опираться лишь на него при постановке диагноза. Поскольку качественная диагностика согласно ДСМ-5 должна включать в себя еще медицинскую, образовательную и экспериментальную оценку со стороны врача. Поэтому по результатам прохождения теста не стоит паниковать – это всего лишь оценка наличия/отсутствия СДВГ у ребенка по одному из критериев - психологическому. Однако при выявлении данного синдрома я рекомендую проконсультироваться с врачом.
Предположим, из кабинета врача вы вышли с подтверждением своих опасений , в строчке диагноз написано «СДВГ», что же дальше, это навсегда?
Ответом на вопрос будет мировая статистика, по разным оценкам от синдрома дефицита внимания и гиперактивности страдают 7-9% детей и 4-6% взрослых. Объективность данной оценки заставляет усомниться, ведь в современных реалиях далеко не каждый пациент находит и доходит до своего врача и не каждый взрослый готов по собственному желанию обратиться в психиатрический диспансер «ну я же не псих!», поэтому приблизительно ориентироваться на данную статистику- пожалуйста, абсолютно доверять - не рекомендую.
Вот и напрашивается следующий вопрос «а как с этим жить, док?»
Во-первых рекомендую для начала осознать тот факт, что ребенок , с которым вы входили в кабинет врача и ребенок, с которым вышли - это один и тот же человечек, диагноз не делает его плохим или больным, тем более , что мировое психиатрическое сообщество до сих пор дискутирует на тему «СДВГ» и принятия им статуса «заболевания», ведь официально «СДВГ» является синдромом, т.е. набором симптомов (качеств характерных для одного заболевания).
Во-вторых не забудьте о ребенке, который может быть так же растерян, как и вы, после похода к «дяде/тете в белом халате». Объясните ребенку что происходит и подберите нужные слова поддержки. Ко всему прочему, можете упомянуть Леонардо да Винчи, Наполеона Бонапарта и Эйнштейна , которые , по мнению психиатров, так же страдали СДВГ. Для себя , в качестве аргумента о том, что все не так плохо, как рискует нам подсознание, вспомните , что создатель Икеи Ингвар Кампрад публично признался о своем синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
В-третьих, когда рефлексия подошла к концу и нужен четкий план действий , то начните с поиска групповой психотерапии или индивидуальной когнитивно-поведенческой психотерапии. Такое начало считается оптимальным по мнению Всемирной Организации Здравоохранения. В дополнение ко всему отмечу, что родителям тоже может быть полезна консультация психотерапевта с целью обучения основным принципам работы с эмоциями ребенка с дефицитом внимания.
В случае, если медикаментозное лечение не было назначено сразу, а психотерапии не хватает для того, чтобы почувствовать значительное улучшение в состоянии ребенка, выход один- повторное посещение врача-психиатра с целью назначения лечебных препаратов. Вопрос о целесообразности и выборе медикаментозных препаратов решается индивидуально и на усмотрении врача.
Подводя итог данной статьи, очень хочется донести, что «СДВГ» -это не приговор, а вариант работы мозга , который при правильном управлении, может достичь еще больших
результатов, чем его «базовая комплектация», в основе «управления корабля» лежит планирование рабочего времени, изменение образа жизни в соответствии с личными особенностями и возможность работы в многозадачности режиме.
Первая аудио консультация по промокоду «дзен» бесплатно !
*отправляйте промокод в личные сообщения*