На Тверской улице, в двух шагах от станции метро "Пушкинская", стоит интересный особняк конца XVIII столетия - прекрасный образец классического стиля, построенный по проекту архитектора М.Ф. Казакова. История дома интересна своими хозяевами: начиная с первой владелицы - княгини Е.И. Козицкой, одной из богатейших женщин Российской империи XVIII века, и заканчивая последним - знаменитым (и тоже весьма состоятельным) купцом Г.Г. Елисеевым.
Но я хочу рассказать о том недолгом времени, когда в этом особняке жила княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792-1862), превратившая его в сердце культурной жизни Москвы 1820-х и настоящий храм искусств. Именно здесь тогда собирался весь цвет московского общества: профессора Московского университета, писатели и композиторы, художники и артисты, критики и поэты.
Литературно-музыкальный салон княгини Волконской посещали Жуковский, Пушкин, Чаадаев, Мицкевич, Боратынский, Вяземский - всех и не перечислить. Интересно, что в мае 1827 года Александр Сергеевич Пушкин подарил хозяйке дома свою поэму "Цыганы" вместе с посвящением:
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьётся, и пылает гений.
Кстати, княгиня сама писала стихи и музыку, ставила оперы и исполняла в них главные роли. Кроме литературно-музыкального салона здесь был и домашний театр. Поэтические вечера, постановки итальянских (и не только) опер, тематические концерты - всё это притягивало сюда истинных ценителей прекрасного. К сожалению, храм искусств на Тверской просуществовал недолго: с 1824 по 1829 год. Затем "царица муз и красоты" покинула Россию и переехала в Рим, но еë знаменитый салон остался в памяти москвичей.
И не только в памяти - сегодня здесь, в доме, где жила княгиня Волконская, восстановлен кусочек той давно ушедшей эпохи, когда это место было центром притяжения прекрасного. Первый зал работающего здесь ныне музея посвящëн как раз Зинаиде Александровне и её салону.
Давайте прогуляемся по этому совсем небольшому залу и рассмотрим его интерьер и экспонаты. Всё, что можно здесь увидеть - это, конечно, восстановленное фактически с нуля. Лишь в 1980-х музей, существующий с 1940 года, решил развивать тему дореволюционной истории дома. Так появился этот зал. Здесь, конечно, есть мемориальные вещи, но их не так много. Больше предметов той эпохи, никогда не принадлежавших Волконской.
Я уже показывала эту картину Г.Г. Мясоедова в статье "Кулинарное путешествие со знаменитыми жильцами и гостями особняка на Тверской", но здесь стоит повториться: посмотреть на оригинальные интерьеры салона З.А. Волконской.
А на следующих фотографиях видно, как сегодня оформлено это музейное пространство. Листайте галерею:
Следующий снимок демонстрирует восстановленный фрагмент одной из комнат дома - по крайней мере, так она могла выглядеть. Все представленные здесь предметы - современники салона Волконской. Например, шаль, небрежно брошенная на спинку кресла из красного дерева, была изготовлена в Западной Европе в 1810-х - 1820-х годах. А этот интересный комод с зеркалом Псише, предназначенный для дамской комнаты, появился на рубеже XVIII - XIX веков.
Я уже сказала, что в этом доме был организован домашний театр. Самое яркое напоминание о нëм находится в центральной части этого зала. Над аркой можно прочитать надпись на латыни: "Ridendo dicere verum", что в переводе означает: "С улыбкой говорить правду". Именно эти слова Горация красовались на фронтоне домашнего театра Зинаиды Волконской.
На этом же фото, кроме двух портретов княгини, можно увидеть работы самой Волконской. Например, справа внизу - "Замок Рамбуйе" из еë альбома с путевыми зарисовками.
А в одной из витрин хранятся литературные произведения нашей героини. Справа - сборник под названием "Четыре новеллы", изданный в Москве в 1829 году. Правда, это муляж. Ну, хотя бы напоминание о том, что книга была написана. А вот слева лежит настоящее издание 1826 года. "Славянская картина пятого века" - это историческая повесть, написанная Волконской на основе народных обрядов и песен.
Ещё несколько интересных экспонатов. В этой витрине можно увидеть портреты княгини (например, работы Ф. Бруни) и либретто оперы Волконской с еë личными пометками. Справа - "Записки Марии Николаевны Волконской". Знаменитая жена декабриста приходилась родственницей "царице муз и красоты": мужья Марии и Зинаиды были родными братьями.
Вот так выглядит сегодня маленький скромный зал, хранящий память о "волшебном замке музыкальной феи", как называли салон княгини Волконской.
Послесловие
В 1829 году Зинаида Александровна Волконская, тяжело переживавшая трагические последствия восстания декабристов (среди них были еë родные и друзья), навсегда покинет Россию.
Она будет жить в Риме, еë вилла (Палаццо Поли) станет своеобразным центром русской культуры. Сюда будут приезжать художники, поэты, писатели. Кто только не побывал здесь: Николай Гоголь и Василий Жуковский, Михаил Глинка и Александр Тургенев, Карл и Александр Брюлловы, Виктор Гюго и Вальтер Скотт... В саду княгиня устроит Аллею Друзей: поставит стелы, посвящëнные близким для неë людям. В 1837 году княгиня распорядится установить здесь стелу А.С. Пушкину - первый памятник великому поэту в мире.