Известный казанский блогер, автор телеграм-канала «Мулла из-за угла» и руководитель фонда «Караван добра» Расул Тавдиряков отправился в Турцию для оказания помощи пострадавшим при землетрясении. О том, как прошли первые дни в зоне бедствия, волонтер рассказал корреспонденту «Миллиард.Татар».
Часть 1: Дневник волонтера: «После землетрясения в Турции город превратился в шахматную доску: дом есть, рядом два нет»
Часть 2: Дневник волонтера: «В Хатае нас ждала удручающая картина – города практически нет»
После Хатая мы вернулись в Мерсин на пару дней, чтобы согреться, помыться, подлечиться и закупить необходимые вещи для пострадавших. Нам поступил запрос на средства гигиены, помимо этого мы решили для детей, которые остались в разрушенных городах, устроить небольшое мероприятие, чтобы они хоть немного отвлеклись. Они очень устали, мы-то уже без сил, не представляю, как они держатся.
В Мерсине работает группа волонтеров – мусульман из России. Они живут в Турции, и когда случилось землетрясение, они скоординировались и первыми приехали на места бедствия.
Часть из них работает в разрушенных городах, помогая искать выживших и извлекать погибших, другие трудятся в Мерсине, помогая прибывшим беженцам из Хатая и Кахарманмараша.
Народ в городе хоть и помогает, как может, принимает пострадавших соотечественников, заселяют в свои дома, отели тоже размещают у себя. Но места начали заканчиваться. Поэтому наши ребята тут арендовали производственное помещение, и тут будут размещать прибывающих.
В Мерсине восстановили силы, закупили игрушки для детей, средства гигиены, провели рабочее собрание с волонтерами, и снова отправились в Хатай.
Мы планировали там провести еще пару дней, но не удалось. Там невозможно находиться - по всему городу воздух был пропитан тяжелым трупным запахом. Прошло много времени, выживших под завалами практически не осталось. Картина жуткая – экскаватор опускает ковш в завалы, вынимает, а там тела... Это очень сильно удручает, люди теряют надежду, многие волонтеры уже разъезжаются. Остаются только спасатели, немного волонтеров и люди, которые ждут, когда найдут их семьи под завалами. В городе всех размещают в палаточных лагерях.
Но даже спасатели уже устали, особенно вынимать трупы. Они уже, когда находят их, то оставляют это дело волонтерам. Просто очень много тел, которые достаются по частям. Все это и морально очень тяжело, и запахи при этом невыносимые. Наши ребята извлекли около 20 погибших, им плохо стало, больше не смогли, они оставили это дело и уехали. Не каждый такое выдержит. Из наших российских волонтеров осталось очень мало людей.
Работы предстоит еще много, конечно, город большой. Если в прошлые дни нашей задачей был поиск выживших, ходить по городу, прислушиваться, то сейчас мы поехали больше поддержать оставшихся там людей. Привезти вещи, продукты, детей развлечь. Еще привезли дрова, потому что запасы израсходовались, и жители палаточного лагеря уже начали ходить по завалам, таскать мебель для костра, чтобы согреться, вечером очень холодно. Но находиться там долго мы не смогли, один день кое-как выдержали и уехали.
Я много, где бывал: Бирма, Африка, Украина и т.д. У меня уже выработалась какая-то адаптация для таких мест. Возможно, благодаря моему опыту я еще как-то выдержал все здесь происходящее. Но такого масштаба катастроф я еще не видел.
На этом наша миссия в Хатае завершена. Сейчас будем работать в Мерсине, здесь тоже нужная помощь с размещением прибывших, распределением и развозом вещей, продуктов, средств гигиены.
Сбор в моем фонде «Караван добра» я закрыл, и оставшиеся средства направил в местный надежный фонд, который занимается помощью в Сирии. Сам я туда поехать не смогу. Это рискованно и с точки зрения законности моего там пребывания, потом могут быть проблемы, когда вернусь в Россию. И просто небезопасно, так как больше всего пострадавшие регионы - это неподконтрольные официальному правительству территории.
Именно гуманитарной помощи здесь хватает. Только из России мусульманское фонды собрали более 5 млн долларов на помощь пострадавшим в Турции и Сирии. Например, фонд «Закят» собрал 50 млн рублей, фонд «Сабиль» и «Солидарность – по 55 млн рублей с каждого, фонд «Инсан» - 20 млн рублей. Так же активно сработали различные блогеры, активисты и россияне, живущие в Турции, и это только со стороны мусульман, не говоря уже об остальных.
Сейчас еще немного в Мерсине поработаю, и поеду дальше. Изначально ведь я ехал в Африку, но с пересадкой в Стамбуле. За пару дней до вылета случилось это землетрясение, и я решил задержаться в Турции.
Теперь можно продолжать путь. Но мне предложили на этой неделе поучаствовать во встрече с дочерью Эрдогана, как участнику делегации европейского мусульманского форума. Возможно, будет встреча и с самим президентом Турции.
Но я тут уже очень устал, поеду дальше, как и планировал в Африку. Сейчас прибыл в Аланию, вечером в Стамбул отправляюсь, там буду брать билеты.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/dnevnik-volontera-musulmanskoe-fondy-rossii-sobrali-bolee-5-mln-dollarov-na-pomoshh-postradavsim-v-turcii-i-sirii-2954