Белорусско-польские отношения остаются напряженными. В прошлом году Варшава отгородилась от соседа огромным забором с колючей проволокой, а в этом еще и закрыла крупный погранпереход «Бобровники». Между странами остались функционировать только один пешеходный и один автомобильный пункты пересечения границы. Варшава грозит, что может закрыть и его. По словам эксперта, это нанесет вред не только Минску, но и России, и Китаю.
Учитывая, что с февраля прошлого года украинско-белорусская граница также закрыта, Минск действительно рискует оказаться в блокаде. Тем более, что к санкциям присоединилась уже и Литва. 15 февраля Вильнюс также уведомил белорусскую сторону о приостановке движения грузовых поездов на ее территорию через пункт пропуска «Стасилос». А с 16 февраля Литва в одностороннем порядке прекратила взаимодействовать с Минском по обеспечению бесперебойного потока транспорта через границу. Соглашение между странами действовало с 4 ноября 2019-го.
В Минске действиями этих стран возмутились. Власти Белоруссии выразили решительный протест временному поверенному в делах Польши в Белоруссии Мартину Войцеховскому и приняли решение: ограничить въезд для польских грузовых автомобилей и тягачей.
Как говорится в сообщении правительства республики, теперь грузовым машинам, зарегистрированным в Польше, через белорусско-польский участок границы разрешено совершать только грузовые операции и перецепки. Это можно сделать в пунктах пропуска «Козловичи» (белорусско-польский участок), «Привалка» и «Бенякони» (белорусско-литовский участок), а также в пункте таможенного оформления «Берестовица-ТЛЦ» и зоне ожидания для въезда в пункт пропуска «Берестовица»
Как отметил в разговоре с «МК» политолог Алексей Дзермант, противостояние на границах будет иметь большие последствия не только для Белоруссии и Польши, но и для Китая, и России.
— Решение Польши связано с приговором в отношении активиста польского меньшинства в Беларуси и журналиста Анджея Почобута. В Беларуси его обвиняют в попытке госпереворота. По крайней мере, есть такое мнение, объясняющее своеобразный ответ Варшавы.
Белорусы отвечают зеркально и закрывают польским грузовым автомобилям въезд на территорию страны. Их обязали переваливать продукцию на белорусские машины, чтобы перевозчики тоже имели возможность работать.
Теперь к этому конфликту подключилась еще и Литва. В целом, это входит в общую западную стратегию опускания «железного занавеса»: разрываются торгово-экономические связи, логистические цепочки. Запад пытается блокировать Евразию, и бьет не только по Минску, но по России и Китаю. По этим сухопутным маршрутам шли грузы в эти страны. Снижение пропускной способности на пунктах пропуска максимально вредит этим трем государствам.
— Может ли Польша закрыть оставшиеся пункты пропуска?
— Такой риск есть, потому что ситуация очень острая. С другой стороны, Польша тоже транзитная страна и будет нести большие убытки от такого решения. Если они на это пойдут, то потеряют очень много. Но ставки повышаются, мы видим, что все больше американского оружия поставляется Украине, поэтому поляки вполне могут пойти на эскалацию и полностью разорвать эти связи.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Елена Синявская