У него было три Пьеты. Одну из них он едва не разбил. Благо помощник уговорил продать незавершенную скульптуру римлянину Франческо Бандини за смешную в общем-то сумму- двести скудо.
⠀
Незаконченная Пьета Микеланджело почти два века украшала его сады, бывшие на месте сегодняшней площади Квиринала. И только в XVIII ее увезли во Флоренцию.
Интерес Пьета Бандини вызывала всегда.
Микеланджело начал работу над ней после потери своего дорогого друга - Виктории Колонны в 1547 году.
⠀
Черты Святого Никодима, поддерживающего тело Христа, считались автопортретом гения.
⠀
Скульптура, возможно, задумывалась для надгробия Микеланджело в Санта Мария Маджоре.
⠀
Но гениальный флорентиец оставил ее незавершённой.
⠀
Интересная деталь: Пьета Бандини восхищала Джана Лоренцо Бернини, который тоже выбрал для своего захоронения храм Санта Мария Маджоре.
⠀
И хотя, в отличии от Микеланджело, последний покой он все же обрёл в его стенах, Бернини, как и Микеланджело, отказался от надгробия.
⠀
Композиция очень оригинальна. Тела выражают душевные муки.
⠀
И все же, главной загадкой была причина, по которой Микеланджело оставил свою работу и многочисленные повреждения, возможно нанесённые гением в приступе ярости, причины которого были известны лишь ему.
⠀
Только что закончившиеся реставрационные работы наконец дали ответ на этот вопрос.
⠀
Микеланджело отказался от скульптуры из-за проблем с мраморным блоком, который был пронизан огромным количеством трещин. Одна, достаточно крупная шла по основанию.
⠀
Мало того, мрамор был не из Каррары, а из каменоломней Медичи в Серавецца.
⠀
Проблемы с мрамором опровергли легенду о том, что Микеланджело, недовольный результатном работы, наносил удары по незавершённой скульптуре. Реставраторы не нашли следов этих ударов.
⠀
Поэтому, Пьета Бандини осталась незавершённой лишь потому, что Микеланджело был предан мраморным блоком, который выбрал для своей работы…
Евгения Кулишенко, искусствовед, гид по Ватикану и Риму.