Найти тему
МК в Карелии

Как петрозаводские самолеты летали на поплавках и лыжах

К 90-летию петрозаводского пассажирского авиасообщения вспоминаем, какие самолеты связывали столицу Карелии со остальным миром. Как мы уже рассказали, первый регулярный авиарейс в советской Карелии проложили на Соловки.

От "Шаврушки" до "Аннушки"

В краеведческой литературе указывается: первый почтово-пассажирский рейс Ленинград-Петрозаводск состоялся 9 февраля 1933 года. В некоторых источниках можно прочитать, что самолет Ш-2 приземлился на аэродроме "Пески", что вряд ли соответствует истине, так как этот воздушный порт открыли годом позже. Да и скорее всего, учитывая зиму, самолет этот был широко известным по фильму 1945 года "Небесный тихоход" У-2 на лыжном шасси.

    Знаменитый У-2
Знаменитый У-2

Знаменитый У-2

Дело в том, что Ш-2 представлял собой настоящую "летающую лодку", ласково прозванную "Шаврушкой" - по фамилии конструктора В. Шаврова. Ее фюзеляж был выполнен в виде катера и позволял садиться на воду. И в то же время "лодка" была амфибией - имела и колеса, что позволяло использовать грунтовые аэродромы летом. Зимой же в те времена даже истребители "носили" лыжи.

    Летающая лодка Ш-2
Летающая лодка Ш-2

Летающая лодка Ш-2

100-сильный двигатель позволял этой амфибии переносить в открытой кабине трех человек, включая пилота, на расстояние до 500 км. с крейсерской скоростью 80 км/час. Учитывая непогоду и возможные поломки, на трассе Ленинград-Петрозаводск были обустроены промежуточные места посадки в Званке, Лодейном Поле и Шлиссельбурге.

От Песков до самых до окраин

В 1934 году в столице Карелии открылся аэропорт "Пески" и появилось собственное Отдельное авиазвено ГВФ - прообраз Петрозаводского авиапредприятия. В него вошли четыре Ш-2 и У-2, которые стали перевозить в основном почту, срочные грузы и важных пассажиров.

Самой длинной трассой стал маршрут до Ухты - современной Калевалы. К началу Великой Отечественной войны гидросамолеты выполняли полеты во многие поселки Карелии, совершали санитарные рейсы. В 1941 году при отступлении из Петрозаводска наши авиаторы не успели эвакуировать две "Шаврушки", которые финны, отремонтировав, ввели в состав своих ВВС. Они иногда использовали трофейные советские самолеты как приманку для демаскировки наших армейских частей и партизан.

После освобождения Карелии в 1944 году воздушное сообщение было восстановлено. Начались регулярные рейсы на местных авиалиниях. На аэродроме "Пески" уже приземлялись самолеты с пассажирскими салонами: советские "Сталь-3", вмещавшие шесть пассажиров, и лицензионные ЛИ-2 - копии знаменитых американских Дугласов DC-3, имевшие на борту 24 кресла, и даже туалет.

    "Сталь-3"
"Сталь-3"

"Сталь-3"

    Ли-2 на стоянке
Ли-2 на стоянке

Ли-2 на стоянке Однако с гидропланами в Стране Советов было туго - местные маршруты обслуживали те же У-2 и "Шаврушки".

Только в 1956 году в Петрозаводском гидроаэропорту появились Ан-2В, способные нести на борту 12 пассажиров. Благодаря своим конструктивным особенностям, "Аннушка", как прозвали этот самый большой в мире одномоторный биплан, обладала хорошей маневренностью на акваториях даже при волне, а осадка позволяла приближаться к берегу на глубину до чуть более метра.

    АН-2
АН-2

АН-2

Вообще, эти машины конструктора Антонова были универсальны: они могли иметь колесные шасси, лыжи, поплавки. Поэтому в Карелии начала быстро расти сеть временных ледовых аэродромов.

В это трудно поверить, но было время, когда самолеты из Петрозаводска летали по маршрутам: Великая и Сенная Губа, Горки, Валдай, Куганаволок, Питкяранта, Юшкозеро, Луусалми, Вокнаволок, Кереть, Пяльма, Беломорск, Муезерка, Тихтозеро, Войница, Кестеньга, Кенто, Письмогуба, Ювалакша, Гридино, Кемь, Калгалакша, Маслозеро, Канозеро, Тэдино, Лоухи, Чупа, Паданы, Шала, Кижи, Тамбицы, Полга, Медвежьегорск, Ламбасручей, Валдай, Реболы, Петровский Ям, Валаам, Летняя, Олонец, Кемь, Гридино. Толвуя, Суоярви, Колодозеро, Контокки, Авдеево, Поросозеро, Сукозеро, Лендеры, Видлица, Химпески, Тикша, Паданы, Огорелыши, Кудомгуба, Ондозеро, Тайгиницы. Посадочные площадки Салми, Реболы...

И уж совсем экзотика: в 1982 году газета "Ленинская правда" сообщала: "Организуются авиарейсы для любителей подледного лова в Великую Губу (4 руб.), Сенную Губу (3 руб.), Ламбасручей (2 руб.)".

"Махну серебряным тебе крылом..."

В ночь с 12 на 13 сентября 1977 года на Онежском озере разразился шторм силой в 8-9 баллов. Трехметровые волны, пришедшие в Петрозаводскую губу, сорвали со швартовочных бочек-якорей пять самолетов Ан-2В, два из них были выброшены на берег. Героическими усилиями авиаторов, высадившихся с катера на "Аннушки", удалось запустить их двигатели и спасти четыре машины, однако пятый самолет получил значительные повреждения и затонул...

Как тогда официально сообщалось, "повторяющиеся случаи разрушения самолетов штормами на акватории Петрозаводской губы, а также небольшой объем выполняемой ими летной работы" побудили власти прекратить использование самолетов Ан-2В. Вместо того, чтобы построить достаточно защищенную от непогоды стоянку гидросамолетов, порт закрыли.

Вам это не напоминает нынешнюю ситуацию с детскими снежными горками: зачем оборудовать безопасные места для традиционных зимних забав, когда можно горки просто засыпать песком? Мышление у власти, похоже, не меняется.

В Карелии из малой авиации остались лишь колесные "Аннушки" и их сестры на "лыжном ходу". Однако 1988 год принес большие надежды для развития местных воздушных линий: петрозаводский авиапарк пополнился новенькими двухмоторными Ан-28, летавшими вдвое быстрее и принимавшими на борт 17 пассажиров.

    Ан-28
Ан-28

Ан-28

Теперь рейс на Пудож стал проходить по прямой (Ан-2 из-за наличия одного двигателя не имели права летать над открытым Онего) и занимал всего 30 минут.

Но грянули 90-е годы с их гиперинфляцией и тотальным воровством. Петрозаводское авиапредприятие стало разваливаться. По данным реестра авиасудов РФ, один Ан-28 каким-то чудом был "передан" в Монголию, другой - в Заир.

А третий "засветился" при довольно неприятных обстоятельствах. Через кучу посредников он был арендован Королевскими ВВС Великобритании для тренировок парашютистов. 28 августа 1993 года при взлете с 17 десантниками на борту на высоте 152 метров произошло отключение обоих двигателей. Экипаж был вынужден произвести жесткую посадку на кукурузное поле. И слава кукурузе - царице полей и охранительницы пилотов! Никто из находившихся на борту людей при падении на этот вид зерновых не погиб - как и в 2019 году в Подмосковье, где падал «Aэробус A-321».

Причиной аварии "Аэробуса" считаются "дезорганизованные и непоследовательные действия пилотов", вызванные столкновениям воздушного судна со стаей птиц. В Англии, как выяснили эксперты, Ан-28 упал из-за неграмотного наземного обслуживания электрики самолета во время эксплуатации.

...Сегодня на сайте аэропорта "Петрозаводск" можно найти сообщения о рейсах в Москву, Петербург, Казать, Минводы, Сочи... Недавно добавилась новая точка – Урал.

Читайте по теме: «Весной запустят первые авиарейсы из Петрозаводска в Екатеринбург»

Но информации о полетах на местных авиалиниях вы не увидите. Единственное, что у нас осталось от прежних времен - сансавиация. Как с гордостью сообщил министр здравоохранения РК, в 2022 году "было совершено более 130 вылетов для экстренной транспортировки пациентов из районов Карелии". Правда, годом ранее по воздуху срочно эвакуировали 173 больных. Может, здоровье наше, как и его обеспечение в районах, улучшилось, а возможно, услуги авиатранспорта в очередной раз подорожали...

Использовано фото из статьи «АН-2В - на поплавках по северным далям...»

Автор: Александр Трубин