С 1 марта одна поездка в автобусах «Транспорта Верхневолжья» при оплате картой будет стоить 30 рублей. Таким образом, мы наблюдаем повышение тарифа на три рубля. Об этом говорилось уже несколько лет, но раз за разом объективно неизбежный и необходимый шаг удавалось откладывать. Впрочем, при иных обстоятельствах тариф мог бы вырасти гораздо раньше и гораздо сильнее.
Разница подходов
Еще в середине 2010-х тверские маршрутчики (помните таких?) активно пытались протащить повышение тарифа до 35 рублей. Они осаждали кабинеты чиновников, потрясали экономическими обоснованиями, в которых доказывалось, что за меньшую сумму пассажиров возить ну совсем нерентабельно. Плач по упущенной выгоде иногда принимал формы, напоминающие шантаж, мол, коммерсантам едва-едва хватает денег на топливо и зарплату водителям, и, если областная власть не согласует повышение, все уйдут с маршрутов, горожане не смогут добраться на работу, город встанет и.д. Однако мы помним, как вплоть до старта транспортной реформы в начале 2020 года маршрутки продолжали носиться по Твери, периодически попадая в аварии и травмируя пассажиров. С годами плохое, конечно, забывается, но, чтобы освежить память, достаточно набрать в любом поисковике «Тверь, маршрутка, вылетел через стекло» и прочитать подборку заголовков. На этом фоне даже хамство водителей-нелегалов, грязь в салонах и отсутствие регулярности в работе как-то теряются из виду, не кажутся чем-то вопиющим.
Именно за такой сервис пассажирам предлагалось отдавать 35 рублей. Кто знает, глядишь и удалось бы коалиции коммерсантов и аффилированных с ними чиновников протащить такую затею, но, слава богу, подоспела транспортная реформа, и вопрос начали рассматривать с экономических позиций. Нужно сказать, повышение платы за проезд все же относится к разряду объективной необходимости, ведь рыночные механизмы работают одинаково для всех участников процессов производства и потребления общественных благ. А вот как это делать, каждый регион решает сам.
Последние три года топливо активно дорожало, неумолимо тикала счетчиком вездесущая инфляция, но синие автобусы «Транспорта Верхневолжья» упорно возили пассажиров по 27 рублей. Мы были и даже после 1 марта все еще будем одним из регионов с самой низкой стоимостью проезда во всем ЦФО.
Наладка сервиса
С самого запуска транспортной реформы логика удержания тарифа на изначальной отметке была примерно следующей: во-первых, перестали уплывать в неизвестном направлении огромные потоки неучтенной «налички». Все мы помним денежные «котлеты» на приборной доске в любой произвольно выбранной маршрутке. А вот талончик за проезд получали только самые требовательные пассажиры, да и то, как правило, приходилось собственноручно отматывать билетики с катушки на проволоке в салоне. Где уж тут говорить о прозрачности и целевом расходовании средств. Теперь каждый пассажирский рубль идет в кассу транспортного предприятия, тратится на топливо, ремонт, уборку и обслуживание, на зарплату водителям. Во-вторых, транспортное предприятие получает поддержку региона, который, опять же, видит, на что расходуются субсидии, и благодаря этому активнее участвует в развитии системы перевозок. И в-третьих, пока система выходила на проектные мощности, добавляла новые маршруты, подключала цифровые сервисы и т.д., повышать тариф было совсем неуместно. Действительно, мы ведь должны видеть, за что платим, даже, скорее, чувствовать это. За три года работы новой транспортной модели пассажиры смогли составить впечатление и сравнить каждую деталь. Кондиционер, безналичная оплата, в том числе телефоном, удобное мобильное приложение «Волга» с онлайн-отслеживанием, строгий график, уборка в салонах, а в острый период пандемии еще и тотальная дезинфекция: именно этот набор благ обошелся в дополнительные три рубля за поездку, но не сразу, а спустя три года после запуска транспортной реформы.
При этом стоимость проезда для школьников и льготников останется прежней. Эти категории составляют 30% всех пассажиров в тверском регионе, то есть льготы получает каждый третий пассажир. Ну а если вы пользуетесь «Транспортом Верхневолжья» на постоянной основе, рекомендуем обзавестись абонементом на 60 поездок, разовая стоимость проезда по нему останется на уровне 25 рублей.Ну а что у наших соседей по Центральному федеральному округу? В Великом Новгороде, что по безналичному, что по наличному расчету, пассажиры платят 35 рублей. По местной транспортной карте «Береста» цена билета снижается до 33 рублей, что все равно выше, чем у нас.
В Вологде стоимость проезда в автобусах равняется 37 рублям. В Пскове вынь да положь 36 рубликов. В Ярославле – 32 рубля, в Иваново – 30.Состязаться с нашим регионом могут только Смоленск с 28 рублями за поездку и Кострома, где проезд стоит 25 рублей. Правда, в этих регионах дороги продолжают бороздить набившие оскомину маршрутки. Кострома, к примеру, еще только готовится реформировать свою систему пассажирских перевозок, местные СМИ сообщают о закупке новых автобусов, которые выйдут на линию лишь 1 июля. Дадут ли костромским пассажирам возможность три года наслаждаться качественным сервисом, прежде чем повысят тариф?
Муниципальный нюанс
Хочется сказать, что наша транспортная реформа, конечно же, не ограничивается областной столицей. Синие автобусы «Транспорта Верхневолжья» заменили маршрутки в целом ряде муниципалитетов, и корректировка тарифов их тоже затронула.К примеру, в Ржеве стоимость проезда при оплате безналичным способом с 1 марта составит 29 рублей, за наличный расчет – 35 рублей. В Кимрах и Конаково – 30 рублей при безналичной оплате и 35 рублей при оплате наличными. В Зубцове и Старице стоимость проезда по безналу составит 24 и 20 рублей соответственно, при оплате наличными – 30 и 25 рублей.
В Калининском районе установлен тариф 3,55 рубля за километр при оплате банковской или транспортной картой и 3,65 рубля за километр – за наличный расчет. На пригородных маршрутах в Ржевском, Кимрском, Зубцовском, Старицком и Конаковском районах будут действовать тарифы от 3,55 до 3,85 рубля за километр в зависимости от муниципалитета и выбранного способа оплаты проезда.
Недавно новой модели пассажирских перевозок исполнилось три года. И кажется, что уже пора заменить прилагательное «новая» на какое-то более подходящее, ведь за это время жители и гости Тверской области совершили более 250 миллионов поездок. Но, отслеживая приближение автобуса через смартфон, оплачивая картой, читая бегущую строку с названием остановок, охлаждаясь под кондиционером после летнего зноя, в голове нет-нет да и мелькает мысль: «Цивилизация не то, что раньше». Именно с появления «Транспорта Верхневолжья» можно начинать отсчет новой эпохи благоустройства наших городов. Так что автобусы по-прежнему новые, хоть и успели стать совсем родными.
Автор: Игорь Докучаев