Дислексия – слово знакомое, примерно все понимают, что это, но точно дать определение мало кто может.
Дислексия – это врожденное нейробиологическое нарушение, при котором ребенок по-особенному воспринимает язык.
Поэтому, естественно, у него формируются проблемы с чтением. Такие сложности, по статистике, испытывает каждый 5-7 ребенок. Дети-дислексики не имеют проблем с интеллектом. Им просто сложно читать.
Дислексия бывает разной степени тяжести, иногда она выражается в такой легкой форме, что родители не догадываются о причине некоторых сложностей в обучении. Но иногда бывает форма настолько сложной, что ребенку уже практически невозможно помочь: и он будет постоянно испытывать проблемы.
Как определить проблему?
Это можно понять еще в дошкольном возрасте. Сначала – проверьте фонематический слух ребенка.
Предложите ребенку сказать слово «булочка» без звука «б». А теперь предложите ему заменить в имени Юля звук «я» на букву «а». Если сложности уже есть, нужно помогать , иначе в школе возникнут вопросы.
Что еще стоит отслеживать?
1. Отсутствие прогресса. Когда ребенок приходит в школу, его проверяют на скорость чтения. Пусть, он читает 15 слов в минуту. Через 2 четверти проверяют вновь. Если чтение все те же 15 слов – необходимо разбираться в проблеме.
2. Угадывает слова. Когда дети только учатся читать, они часто угадывают целые слова. Если мы просим ребенка прочесть по буквам, он начнет пыхтеть, потеть и медленно начнет читать по буквам. Дислексик же продолжит угадывать. И проблема эта сохранится и в 7, и в 8, и даже в 9 лет.
3. Путает буквы. В классе 2-3 ребенок путает и переставляет местами буквы? Тревожный знак.
4. Не слышит пары букв.
5. Зеркалит буквы. Конечно, проблемы со звуковым восприятием и чтением повлияют на письмо. В подавляющем большинстве случаев дети с дислексией также сталкиваются с дисграфией — сложностями с написанием слов.
6. Пропускает или заменяют буквы. Дислексики при чтении часто пропускают и меняют гласные согласные: например, им трудно бывает прочесть букву, которая несколько раз повторяется в слове. Или делают необычные ошибки на письме: пишут не «карова», а «крова» или «корава», например.
А вот на какие ещё симптомы стоит обратить внимание:
- Регулярная замена звуков при чтении и букв на письме (не случайная, а вместо одной буквы всегда идёт конкретная другая).
- При чтении/письме ребёнок жалуется на головную боль.
- Не может удержать строку при чтении.
- Не понимает смысла прочитанного, не может назвать только что прочитанное слово, не запоминает его.
- На письме пропускает буквы, слоги и даже целые слова.
- Испытывает сложности с расположением текста на листе, соблюдением строчек при письме.
- Быстро устает из-за процесса чтения или письма.
- Неправильно называет знакомые буквы, цифры, знаки, формы.
- При чтении и письме допускает «неожиданные» ошибки.
- Ребёнок жалуется, что буквы или цифры «скачут», «танцуют», «убегают», «прячутся».
Что делать?
Главная задача окружающих, которые хотят помочь дислексику, — научить его делить слова, предложения и тексты на составные части.
1. Не заставляйте ребенка больше читать. Важно читать не много, а регулярно: маленькие тексты каждый день по 15–20 минут или столько, сколько ребенок выдерживает.
2. Играйте. С маленькими детьми играйте в самые разные игры со словами: замени букву, назови слово на первую или последнюю букву, поменяй буквы местами и т. д.
3. Читайте детям стихи. Рифма — это по сути кусочек слова, который от него будто отделяется.
4. Обращайте внимание на знаки препинания. Это тоже помогает разделить большой пласт текста на отдельные части — предложения. Когда вы учите ребенка читать, всегда показывайте ему, что в тексте есть точки, запятые, восклицательные и вопросительные знаки.
6. Используйте аудиокниги. Это спасение для дислексиков!
7. Помогайте ему читать.
Если вы замечаете, что прогресса нет, а трудности не исчезают, обращайтесь к специалистам. Среди наших учеников есть ученики с такими проблемами. Чаще всего, у них возникают трудности с русским. Дислексию нужно корректировать, специально заниматься.
Есть горячая линия для родителей детей с дислексией, бесплатные консультации: https://dyslexiarf.com/
Поделитесь, как вы помогаете детям легче и проще освоить процесс чтения?