Каждый родитель хочет сформировать полезные привычки у своего ребенка. Но не всегда запреты и запугивания работают. Как помочь детям “полюбить” полезные привычки — поговорили с психологом Ириной Млодик.
Какие особенности развития ребенка 5-8 лет следует учитывать при формировании полезных привычек?
В этом возрасте дети еще очень ориентированы на родителей. И если вы являетесь авторитетом для вашего ребенка, то вы можете привить здоровые привычки, кроме пищевых. То есть не стоит заставлять ребенка есть условное брокколи, если он органически его не переносит. Лучше научить его прислушиваться к себе.
Не все то, что считается полезным, действительно приносит пользу организму. Есть исследования, что, например, овсянка или молоко могут быть кому-то полезны, а кому-то нет. Все индивидуально.
В то же время многие дети любят быстрые углеводы: сладости, бургеры. К такой еде очень легко привыкнуть. Пятилетним детям нужно объяснить, что десерты едят после основного приема пищи. А восьмилеткам - почему овощной салат полезнее для их организма, чем бургеры.
Как можно избежать негативные ассоциации с полезными привычками?
Я против манипуляции. Мол “съел овощи — держи конфетку”. Лучше применять запреты. Но на каждое “нельзя” нужно иметь “а это можно”. “До обеда нельзя сладости, а после — можешь съесть”. Любые запреты работают лучше, если в остальном вы поддерживаете и понимаете вашего ребенка.
Как объяснить ребенку, что физическая активность может помочь ему стать здоровым и сильным?
Некоторые родители пытаются приучить своих детей к ежедневной утренней зарядке. Но для детей это зачастую весьма скучное занятие. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался спортом регулярно и в удовольствие, найдите то, что ему по душе. Например, игра в футбол на заднем дворе или плавание в бассейне. Конечно, вы можете заставить ребенка что-то делать, но эта привычка будет ассоциироваться у него с принуждением.
Как вернуть ребенка к рутине, если он брал долгий перерыв (болезнь/переезд)?
Дети вообще любят ритуалы и традиции. Это помогает им чувствовать стабильность в процессе роста и изменений. Поэтому, если что-то превратилось в ритуал, например, проснуться, умыться и обнять родителей, то дети сами готовы вернуться к нему, особенно если эти ритуалы придумал сам ребенок. Если же ему не нравится какая-то традиция, то лучше совместно придумать замену.
Как включить игру в процесс формирования привычек у ребенка?
Разберем на примере чистки зубов. Эту “игру” можно устраивать пару раз в возрасте 3-4 лет. Потом у ребенка сложится понимание, что чистка зубов — далеко не игра, а рутина. В игре много спонтанности, воображения, неопределенности и творчества, но в чистке зубов нет ничего такого, это дисциплина. И я бы не советовала менять одно на другое. Пусть игра останется пространством для детской свободы, самовыражения и развития.
Какие еще полезные привычки (кроме спорта, питания, гигиены) стоит формировать у ребенка с раннего возраста?
Очень важные привычки — слушать свое тело, понимать свои потребности, доверять своим чувствам, заводить друзей и уметь договариваться.