Найти тему
МИР (Море История Россия)

Загадки одной катастрофы, или история одной яхты, ставшей скотовозом.

Люди, стремящиеся погреть руки на чужом горе, были всегда. И трагедии незаконных мигрантов явление далеко не новое. 3 сентября 2001 года на месте этой катастрофы в море была проведена церемония памяти погибших с участием родственников погибших пассажиров, представителей еврейских общин Турции и послов Великобритании, Израиля и дипломатов США.

История эта начинается в далеком 1867 году, когда на английских верфях Yarow была построена паровая парусно-моторная яхта со стальным корпусом «Xantha» для Генри Паджета, 2-го маркиза Англси. Далее судно меняет огромное количество судовладельцев.

Яхта была оснащена 40-сильным паровым двигателем Palmer's compound. Через шесть лет, 1873 году она была приобретена новым судовладельцем Томасом Чиверсом, который модернизировал яхту, увеличив ее длину до 40 метров, и перепродал ее в 1875 году виконту Макдаффу. В 1887 году ее приобрел некий Гарри Эдвардс. Она сменила порт приписки и имя, получив название «Sölyst». На судне был установлен более мощная и экономичная паровая машина тройного расширения. В 1892 году она была приобретена Чармсом Макивером, который переименовал ее в «Sea Maid» и зарегистрировал в Ливерпуле, в 1895-м у судна опять меняется судовладелец. В 1901 году яхта приобретена судовладельцем греческого происхождения, и перестроена в транспортное судно. (Греки издавна славились экспликацией весьма подержанного флота).

При этом длина судна была увеличена до 45 метров. Во время балканских войн судно было реквизировано для перевозки греческих войск. В 1916 году судно приобрела греческая компания «Thrakiki Atmoploia», используя судно для трамповых перевозок. В 1921 году судно купил новый судовладелец (тоже грекк) С.Гумарис. В 1930 году оно была приобретена другим греком Джорджиосом Милонасом и зарегистрировано в Салониках.

В 1933 году Милонас продал ее болгарскому владельцу болгарину Димитру Кенкову, который переименовал ее в «Македонию» (порт приписки Варна). Болгарский судовладелец попытался модернизировать судно, заменив паровую машину на дизель, производства Benz & Cie, мощностью 80 л.с., снятый с затонувшего прогулочного теплохода. Для установки нового двигателя пришлось демонтировать еще одну мачту. Одновременно, бывшая шхуна получила развитые надстройки для перевозки скота, которые заняли почти всю палубу.

Болгарин жестко «влетел» на покупке этого судна, т.к. не смог ввести его в эксплуатацию. Он опять продал судно грекам, и в 1941 году судовладельцем стала компания Mediterránea de Vapores Limitada, которая контролировалась греческим судоходным агентом Жаном Д' Панделисом, который, чтобы сократить расходы и эксплуатировать судно без «лишних» ограничений, связанных сего техническим состоянием, перевел судно под панамский флаг. Думаю, читатели догадались, что речь идет о судне «Struma».

Оно было зафрахтовано бюро путешествий «Турисмус Мондиаль», хозяином которого являлся … тот же человек, Жан Д' Панделис. Турагентство взяло с каждого туриста по 100 долларов (не современных, а, тех, старых долларов). Хотя, нет, не совсем так пассажиры платили в румынских леях, по курсу (30 тысяч лей с носа), а «Турисмус Мондиаль» «конвертировало» леи в доллары, перечислив 76 тысяч долларов судовладельцу, который застраховал судно и груз. Суммарно, набралось 768 пассажиров. Еще раз, на скотовоз, длиной всего 45,8 метров, вместимостью 642 брт. «запихнули» 789 человек. Вернее, как 642 брт… до того, как появились огромные надстройки, его вместимость была вдвое меньше (258 брт.).

До "модернизации"
До "модернизации"
И после оной
И после оной

Но «туристам» было некуда деваться. Это были румынские евреи, которые от «хорошей жизни» в Румынии, попытались бежать в Палестину.

Схема была отработанной. «Туроператор» уже отправил в Палестину три судна («Хильда», «Тайгер Хилл» и «Дарьен»), которые перевели на «землю обетованную»1856 человек, это тоже были старые лоханки, (но, хотя бы приличной вместимости). Любопытная деталь: предыдущие рейсы не страховались. Этот страховался (несмотря на космическую страховую ставку, связанную с годом постройки судна).

Принято писать: «Для управления судном был нанят болгарский экипаж во главе с опытным моряком Григором Горбатенко». С точки зрения нормального моряка такого «опытного капитана» нужно за х…(ухо) и за борт. Нормальный «мастер» на себя такой грех никогда не возьмет, но тут другой расклад. Мастеру пообещали хороших американских денег. За этот рейс он должен был получить 600 «зеленых спинок» (по тем временам, сумма космическая, которая обычному мастеру и не снилась).

-3

12 декабря 1941 года, как только судно вышло из румынского порта Констанца, у него сразу сломался двигатель. На баркасе прибыла ремонтная бригада. За ремонт денег собрали с пассажиров.

14 декабря «Струма» достигла Стамбула. Однако на подходе к Босфору рулевой заметил дрейфующую морскую мину и дал полный назад, чтобы избежать столкновения. Маневр удался, однако двигатель после этого заглох и все попытки его завести были безуспешны. Команда подняла аварийный флаг, после чего на помощь подошёл сначала турецкий сторожевой корабль, который вызвал буксир. В ночь с 14 на 15 декабря аварийное судно было отведено на рейд Стамбула. Движок окончательно «стуканул», агент по проходу Босфора денег не дал, ибо не получил разрешения от судовладельца.

20 декабря «Струма» была поставлена в карантин под контролем береговой охраны, а о ее маршруте было уведомлено посольство Великобритании (поскольку пункт назначения находился на ее подмандатной территории) и Румынии (как страны-фрахтователя). И, тут выяснилось, что «туристов» вообще не имели права везти. Был квота на переселение в Палестину, но, квота, установленная британцами, была давно уже выбрана. Людей везли под обещание британского чиновника, в счет квоты будущего года.

Румыны вообще заявили, что это не их граждане, и все, «к нам не приставайте». Турция направила британской администрации (по почте) следующее письмо: «Турция не вправе воспрепятствовать свободе судоходства в проливах, но ветхость „Струмы“ вызывает опасения по поводу ее шансов успешно пересечь Мраморное море. Во избежание связанных с этим нежелательных осложнений мы бы предпочли вернуть судно в Черное море. Если же правительство Его Величества выдаст беженцам визы, то Турция готова оказать их транспортировке в Палестину всяческое содействие»

Верховный комиссар Палестины, Гарольд Макмайкл, и министр по делам Ближнего Востока Уолтер Гиннесс были категорически против приёма пассажиров «Струмы». Ситуация складывалась как в фильме «Паспорт», только намного трагичнее.

Глава отдела колоний британского МИДа лорд Мойн написал: «Рассуждая технически, пассажиры этого судна являются подданными враждебного нам правительства. Намерение турок вернуть их в море представляется тем более уместным, что успех нелегального рейса мог бы дополнительно осложнить работу нашей палестинской администрации, послужив примером для других беженцев из балканских стран».

27 декабря посол в Стамбуле Хью Начбулл-Хьюджессен сообщил турецкому МИДу: «Правительство Его Величества не усматривает препятствий к тому, чтобы Турция поступила в соответствии с высказанными ею пожеланиями». Все это время пассажиры находились на борту, не имея возможности ни к пополнению провизии, ни к пополнению водой (судно стояло в карантине).

Для 20 пассажиров в порядке исключения удалось достичь разрешения сойти на берег, и в феврале 1942 года на борту оставались 769 пассажиров.

Турецкое отделение «Красного полумесяца» под руководством Симона Брода при финансировании еврейской общины наладило доставку на «Струму» сухарей, порошкового молока, бобов, риса и питьевой воды), медикаментов и угля для работы камбуза. «Красный полумесяц» также смог организовать полулегальную эвакуацию в больницы нескольких тяжело заболевших детей и архитектора Медеи Саламович, у которой возникла угроза прерывания беременности.

16 февраля 1942 г. британский МИД как будто согласился впустить в Палестину детей от 11 до 16 лет, однако уже 17 февраля официальный представитель МИДа отказался от своего решения, мотивируя тем, что он не берет на себя ответственность за несовершеннолетних.

23 февраля 1942 года, турки насильственно вышвырнули судно с неработающим двигателем в открытое море. Моторные баркасы с 150-ю военнослужащими Береговой охраны и Жандармерии Турции утром 23 февраля высадились на борт «Струмы». Молодые люди из молодежной организации «Бейтар» попробовали оказать турецким военнослужащим сопротивление. Возникли потасовки. Людей загнали вниз, обрубили швартовный канат, расклепали якорные цепи, оставив судно без якорей, и взяв судно на буксир, утащили судно за пределы 12-мильной зоны. Полдня и всю ночь судно дрейфовало по течению. Куда? Об этом мы поговорим потом.

24 февраля рано утром в 6.47, по правому борту прогремел взрыв. Температура воды 6 градусов. Воздуха 7 градусов. Спасся один человек, член «Бейтара» 19-летний Давид Столяр из Кишинева.

Смотритель маяка Мустафа Айя вместе с сыном и четырьмя служащими береговой охраны на гребной лодке добрались до куска палубы на котором находился ОДИН человек, и спасли погибающего. Однако придя в себя, Давид Столяр сначала провел шесть недель в заключении по обвинению в «незаконном въезде в Турецкую республику».

А, вот, дальше, начинаются грязные политические игры и спекуляция на трагедии. Начнем с мелких нестыковок. Итак, «24 февраля 1942 года, «Струма» находилась, по различным данным, в 9 милях (западные историки) или в 4-6 милях (турецкие источники) севернее входа в пролив в видимости берега». Если это так, то почему что-то пишут про болгарский берег? Например, принято писать о том, что «Судно быстро начало тонуть, однако несколько десятков пассажиров все же барахтались в воде, цепляясь за деревянные обломки корпуса. Помощи можно было ждать с относительно близкого болгарского берега, но её не было». При чем здесь болгарский берег?

-4

А, это так нужно, чтобы виноваты были русские, ибо были найдены какие-то обломки, которые были объявлены обломками «Струмы» (хотя остов судна был длиной более 70 метров), и тут же провели «поминки».

При чем здесь русские? Да, при том, что советская подводная лодка Щ-213, действительно расстреляла артиллерийским огнем шхуну, шедшую без флага (380 брт). Как выяснилось, турецкая шхуна шла с грузом турецкого хромового рудного концентрата из Искендеруна в Констанцу (в документах даны координаты, точка отмечена на траверзе болгарского г. Созопол).

Далее, в донесении указывается, что в другой точке, в 30 милях ЗАПАДНЕЕ Босфора подводная лодка потопила двумя торпедами транспорт 7 тыс. т. («И, это конечно была Струма!!!»).

Да-да, конечно, виноваты во всем русские.

А, теперь вернемся с небес на землю. Ладно, поверим, что лоханку длиной в 45 метров приняли за лайнер 7 тыс. тонн (в три раза больше «Армении»). Предположим. Предположим, что панамский флаг очень похож на болгарский (только с какого перепугу панамскому судну, принадлежащему греческому судовладельцу вывешивать болгарский фланг? Пусть даже экипаж у него болгарский ) Но есть еще нюанс.

-5

Ветер северный, 3-4 м/с, скорость течения 1 узел (оно в этом районе постоянное). Судно оттащили на север на 12 миль и бросили в дрейфе. Дрейфовало оно 18 часов. Задачка решается элементарно. Даже если судно тащили по направлению к Болгарии, то оно все равно окажется не в той точке, где его нашли. Течение в этом месте… восточное. Брошенное судно сносило бы не к Болгарии, а, наоборот, на восток.

-6

«Да, нет же, фсе фсё вруть! Это были русские!!! Это доказанный факт!». По вновь всплывшей версии, якобы на обломке палубы находился не один Давид Столяр, а вместе с ним был еще помощник капитана Лазар Диков, который, якобы видел след торпеды, и рассказал Давиду Столяру о том, что он видел торпеду. Потом Лазар Диков вдруг исчез. Все это прекрасно, но есть нюанс.

Мустафа Айя служил смотрителем Şile Feneri т.е. маяка Шиле, в 22 милях ВОСТОЧНЕЕ Босфора. Если решить простейшую задачку с северным ветром и ВОСТОЧНЫМ течением, то обломок корабля оказался там, где его и обнаружили. Но ОЧЕНЬ далеко от того места где нашли обломки.

Но, виноваты не "сердобольные" британцы, которые обрекли людей на страдания и гибель, и не "добросердечные" турки которые по совету британцев обрели людей на ГАРАНТИРОВАННУЮ гибель. Виноваты, конечно, русские. Впрочем, здравый смысл у нормальных людей есть.

26 января 2005 года премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил в Кнессете: «Руководство Британского мандата проявило... тупость и бесчувственность, закрыв ворота в Израиль для еврейских беженцев, которые искали убежища на Земле Израиля. Таким образом, были отклонены просьбы 769 [так в оригинале] пассажиров судна Struma, которые бежали из Европы, и все, кроме одного [из пассажиров], нашли свою смерть в море. На протяжении всей войны ничего не было сделано, чтобы остановить уничтожение еврейского народа» С этим сложно не согласиться.

PS После того, как гибель судна была подтверждена, судовладелец обратился за страховкой. Страховщик выплатил 50% страховой суммы. мотивируя, это тем, что судовладелец не принял мер к спасению. Суды шли еще лет 7 (уж и война кончилась). Людишки- людишками. а деньги важнее. Увы, для многих это до сих пор так...