В Эрмитаже сейчас проходит одна из самых интересных и впечатляющих выставок сезона – «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном».
Египтомания – единственное в истории культурное явление, связанное с увлечением экзотической культурой и названное «манией». И такое звание вполне заслуженно. Во-первых, египтомания невероятно продолжительна. Как я уже рассказывала в статье, посвященной ювелирным украшениям в египетском стиле, интерес к искусству этой страны возникает еще в Древнем Риме и сохраняется на всех этапах развития европейской культуры. Во-вторых, это явление охватило самые разные стороны жизни: архитектуру, изобразительные и прикладные искусства, литературу, театр и даже самые простые предметы быта.
Открывают выставку разделы, посвященные античной и библейской темам. Здесь в числе прочего представлены известные произведения, связанные с историей об Антонии и Клеопатре – это «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса и «Смерть Клеопатры» Пьера Миньяра.
«Пир Клеопатры» Йорданса – знаковое позднее произведение мастера. Как отмечает специалист Эрмитажа Н.И. Грицай: «эта картина отражает … одну из важнейших тенденций его (Йорданса) позднего творчества — склонность к усложнению смыслового содержания…, выразившуюся в насыщении их разнообразными символическими и аллегорическими элементами».
«Смерть Клеопатры», напротив, является одной из ранних работ Миньяра. В этой картине еще не в полной мере сложилась праздничная, немного театральная манера художника, которая впоследствии прославит мастера и позволит ему построить блестящую карьеру при дворе Людовика XV.
В разделе, посвященном библейской теме можно увидеть живописное полотно Николы Пуссена «Святое семейство в Египте», гравюры, изделия из фарфора, а также прекрасное лиможское блюдо «Переход через Красное море», созданное во второй половине XVI века.
Центральный и самый крупный раздел выставки посвящен египетскому походу Наполеона Бонапарта, имевшему огромное значение для науки и искусства. Дешифровка Жаном-Франсуа Шампольоном найденного в ходе этой кампании Розеттского камня дала толчок развитию египтологии, а монументальный труд «Описание Египта», в котором были запечатлены важнейшие памятники древности, послужил визуальным источником для художников и архитекторов XIX – начала XX века. Несколько томов этого уникального издания впервые представлены на выставке и производят невероятное впечатление своим колоссальным размером и детализированными гравюрами, которые можно рассматривать очень долго.
Здесь же в витринах расположены экспонаты, связанные с Жаном-Франсуа Шампольоном и его работой по дешифровке иероглифов. Помимо публикаций предшественников Шампольона, тут можно увидеть гравированные копии текстов Розеттского камня, а также первое сообщение Шампольона о принципах дешифровки иероглифов, опубликованное в 1822 году и ознаменовавшее начало египтологии. В соседних витринах находятся подлинные древнеегипетские памятники с различными видами письма: иероглификой, курсивом, иератической и демотической скорописью и др.
Следующий раздел выставки повествует о том, какое влиянии египтомания оказала на господствовавший в начале XIX века стиль ампир. И здесь центре зала представлен, пожалуй, самый впечатляющий и многосоставной экспонат выставки – роскошный Египетский сервиз, заказанный Наполеоном Бонапартом в 1804 году в память о египетском походе и преподнесенный в дар Александру I после заключения Тильзитского мира. Сервиз был изготовлен Севрской фарфоровой мануфактурой и состоял из 146 предметов (на выставке представлено 136 из них, 10 – в 1929 году были переданы в Эрмитаж и сейчас экспонируются в Главном штабе).
Сервиз делится на две части – для десерта (72 тарелки, 12 компотниц, четыре сахарницы, две конфитюрницы, четыре мороженицы, восемь емкостей для фруктов) и для завтрака, чая и кофе (чашки, блюдца и молочник). На его предметах изображены разные памятники Древнего Египта, в том числе такие выдающиеся сооружения, как храмы в Фивах и Луксоре. Этот ценнейший ансамбль был предоставлен для выставки музеем-усадьбой «Кусково».
В экспозиции также можно увидеть произведения русских художников конца XIX – начала XX века на египетскую тему. В этом разделе находится одна из моих любимых картин из собрания Русского музея – «Моление Кхонсу» Степана Бакаловича, написанная в 1905 году.
В ней художник изобразил древний обряд поклонения жрецов и храмовых служителей Кхонсу – богу Луны и целителю. Произведение является одной из самых известных работ Бакаловича и впечатляет тонкой разработкой колорита и прекрасно построенной композицией. Молитвы богу Кхонсу традиционно возносились на рассвете с первыми лучами восходящего солнца, именно поэтому все пространство предстает в мягком теплом свете, с которым эффектно контрастирует холодное небо приглушенных фиолетово-голубых оттенков. Запечатлев своих героев в статичных молитвенных позах и приятном колорите, Бакалович создал своеобразную медитативную среду, в которую оказывается вовлечен и созерцающий картину зритель. По крайней мере со мной это работает безотказно, каждый раз, когда я вижу эту картину в постоянной экспозиции Русского музея или на временных выставках, я ощущаю внутреннее успокоение.
Отдельный раздел выставки посвящен египтомании на театральной сцене. Волею судьбы древнеегипетская тема сыграла важную роль в творчестве выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа. Балет «Дочь фараона», поставленный им для бенефиса ю Каролины Розати в 1862 году, стал первым большим балетом Петипа, после которого он получил должность балетмейстера Императорских театров. Несмотря на то, что постановка во многом была несовершенна и впоследствии часто критиковалась, она была любима несколькими поколениями танцовщиков и просуществовала на сцене около 40 лет. В экспозиции представлены эскизы костюмов, созданные Адольфом Шарлеманем в 1862 году, а также эскизы костюмов Евгения Пономарева, заказанные дирекцией Императорских театров для возобновления балета в 1885 году.
Еще один балет на египетскую тему «Египетские ночи» был создан в 1908 году Михаилом Фокиным, а затем в 1909 году его серьезно переделал Сергей Дягилев для «Русских сезонов» в Париже и дал спектаклю новое название «Клеопатра». Этот балет стал главным триумфом сезона 1909 года. Блиставшая в главной партии Ида Рубинштейн в экстравагантном костюме, созданном по эскизу Льва Бакста, покорила сердца парижской публики. Этот эскиз из коллекции Музея театрального и музыкального искусства можно увидеть здесь же. А в витрине напротив экспонируется костюм Амуна для Михаила Фокина из коллекции того же музея.
Завершает выставку раздел, посвященный влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга. Здесь представлено множество современных фотографий петербургских памятников архитектуры, в которых нашел отражение египетский стиль. Их дополняют гравюры, рисунки и старинные снимки из собраний санкт- петербургских музеев.
В подборке лишь малая часть всего того великолепия, что можно увидеть на выставке «Египтомания…», а потому я очень советую посетить ее всем любителям культуры и искусства Древнего Египта и увидеть эти музейные сокровища своими глазами.
Выставка работает до 9 апреля 2023 года.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!