20 февраля 1816 года состоялась премьера «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини. Тогда опера провалилась. Разберемся, почему шедевр, которым до сих пор восхищаются миллионы, не получил бешеного успеха на старте.
Название, которое пришлось сменить
В основу своей работы Россини положил пьесу Бомарше «Севильский цирюльник». Но сама опера поначалу называлась «Альмавива, или Тщетная предосторожность». Все из-за того, что по этой пьесе уже были поставлены оперы. Например, современник Россини — композитор Джованни Паизиелло — написал комическую оперу «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность». Она быстро стала популярной в Италии.
Перед молодым Россини поставили задачу создать оперу для карнавала в римском театре «Арджентина». Он долго искал подходящий сюжет и в итоге обратился к тексту Бомарше. Чтобы использовать его, необходимо было получить разрешение Паизиелло. Тот согласился, будучи уверенным в провале оперы молодого композитора.
Россини нужно было завершить оперу в очень короткие сроки. Ему даже пришлось использовать другие свои музыкальные произведения. Но музыка была готова вовремя и переложена на либретто Чезаре Стербини.
Любовное приключение со счастливым финалом
В основе оперного сюжета — запутанная любовная история между графом Альмавивой, скрывавшим свое происхождение, и молодой Розиной. Она была воспитанницей жадного Бартоло, который сам мечтал жениться на девушке, чтобы получить ее приданое. Помочь Альмавиве добиться признания от прекрасной дамы решил давний друг — цирюльник Фигаро.
Заговорщики придумали, как, пользуясь отсутствием Бартоло, получить согласие своенравной Розины. Но их план быстро нарушился, и находчивым героям пришлось спешно подстраиваться под обстоятельства. После интриг, обмана и невероятной суматохи, в которую оказались втянуты новые герои — преподаватель Розины, домработница Берта и слуга Бартоло, — Альмавива все-таки добился своего. Он сумел провести обряд бракосочетания с Розиной быстрее алчного опекуна. Молодые даже отказались от приданого девушки, оставив его Бартоло.
Запутанное любовное приключение ярких и наивных персонажей дополнено в опере Россини остроумными диалогами и гениальной музыкой. Казалось бы, такое произведение должно было получить успех на премьерном показе. Но все вышло иначе.
Подготовленный неприятелями провал
Премьера прошла в Риме и закончилась полным провалом. Это результат активной работы клакеров — профессионалов по срывам подобных мероприятий — и сторонников Джованни Паизиелло. Некоторые полагают, что окрики и намеренный шум публики организовал сам старик Паизиелло.
К тому же на премьере произошел ряд объективных (или, возможно, грамотно подготовленных) неприятностей: Альмавива порвал струну во время серенады, дон Базилио поранился во время падения, на сцену случайно вспрыгнула кошка, метавшаяся в сценическом свете в поиске спасения. Россини даже не дождался финала — он убежал домой еще после первого действия.
После скандальной премьеры зрители быстро раскупили билеты на последующие показы оперы. Они сами хотели увидеть такие нелепости на сцене. Но в этот раз спектакль поразил публику иначе. Зал взрывался овациями после каждой арии. Со временем опера вытеснила со сцены произведение Паизиелло, который не дожил до времени, когда его обошел молодой Россини.
Заслуженный успех
Звучанием «Севильского цирюльника» Россини восхищались десятки композиторов и миллионы зрителей. Джузеппе Верди называл ее лучшим произведением в стиле итальянской комедии-буфф.
Благодаря этой работе Джоаккино Россини завоевал европейскую популярность и звание «итальянского Моцарта». Его бешеная известность даже сегодня мало с чем сравнима. Например, фразу «Фигаро здесь, Фигаро там» знают даже дети благодаря мультфильму «Севильский кролик», в который поместили увертюры из этой великой оперы.
Сегодня услышать великолепную музыку Россини и насладиться действием оперы можно в музыкальных театрах страны. Например, Большом или Мариинском. Банк ВТБ давно поддерживает эти театры и помогает организовывать масштабные премьеры.