Найти тему
Журнал МУЗилка

От «Первого льда» до «Девушки в автомате». Как Оскар Фельцман и Евгений Осин преподнесли в песне стихи Андрея Вознесенского

«Плачет девушка в автомате, кутаясь в зябкое пальтецо, вся в слезах и в губной помаде перепачканное лицо»,

- песня с таким текстом прочно ассоциируется с образом и голосом Евгения Осина. Выпущенная в его исполнении в 1992 году композиция звучала из всех звукозаписывающих устройств. Суперпопулярный хит, станет его «визитной карточкой» и главной песней в карьере. История этой композиции началась ещё до появления певца на свет. Поэтическим первоисточником для неё послужило произведение, вышедшее из-под пера «шестидесятника» - Андрея Андреевича Вознесенского. Между стихотворением и хитом в исполнении Осина лежит не только временная, но и культурная дистанция. Стих Вознесенского называется «Первый лед» и начинается со строчки «Мерзнет девочка в автомате». И это далеко не единственное отличие текста песни от оригинала. Формально, в тексте хита 1993 года изменено всего несколько слов и фраз, но смысл поменялся кардинально. Более того, до Евгения Осина эти стихи уже получили музыкальное воплощение в советской песенной культуре, руку к ним приложил один из ведущих советских композиторов-песенников – Оскар Борисович Фельцман. О том, как из «Первого льда» получился хит «Плачет девочка в автомате» расскажу в сегодняшнем материале.

Евгений Осин начал свой музыкальный путь во второй половине 80-х годов, работал в составе нескольких музыкальных коллективов: «Ночной колпак», «Кекс», «Николай Коперник», «Дед Мороз», где занимал разные позиции – от ударника до вокалиста. В 1989 на уговоры тезки принять его в состав коллектива поддался Евгений Хавтан, пребывание Осина в «Браво» пришлось на переходный период, он заполнил собой промежуток между Жанной Агузаровой и Валерием Сюткиным, с ним коллектив выпустил пластинку «Скажем мы друг другу «Браво». После Осин недолго время работал со своей группой «Авалон». В начале 90-х начал сольную карьеру, сделав ставку на ностальгию, обратившись к эстетике прошлых лет.

Осин, Евгений Викторович (1964-2018) - российский музыкант, певец, композитор.
Осин, Евгений Викторович (1964-2018) - российский музыкант, певец, композитор.

Музыкальный материал для своего альбома «70-я широта» Осин извлек из недр отечественной музыкальной культуры, придал эстрадное звучание «дворовым песням», композициям малоизвестных музыкантов. Изданную на этом альбоме песню с названием «Плачет девочка в автомате» свидетели эпохи 60-х – 70-х годов также вспоминают как «дворовую». В сети встречается много комментариев от людей, которые песни её в компаниях, слышали в исполнении самодеятельных коллективов. К появлению песни, ставшей главным хитом альбома «70-я широта» причастны прославленные деятели советской культуры.

Молодому, ещё никому не известному поэту Андрею Вознесенскому было 23 года от роду, когда он сочинил трогательные, внешне простые стихи с глубоким философским посылом. Героиня – «мерзнущая в автомате» юная девочка, название «Первый лед». Пронизывающие стихотворные строки, «холодные», «мерзлые» образы и фразы – это метафоры, олицетворение первых жизненных трудностей, ударов судьбы, оставляющих след «от людских обид». Текст датируют 1956 годом.

Вознесенский, Андрей Андреевич (1933-2010) - советский и российский поэт, автор стихотворения "Первый лед".
Вознесенский, Андрей Андреевич (1933-2010) - советский и российский поэт, автор стихотворения "Первый лед".

Вскоре состоится дебют автора в печати, это стихотворение станет одним из первых опубликованных произведений Вознесенского, оно увидело году на страницах альманаха «День поэзии», выпущенного издательством «Русский писатель» в 1958 году.

Спустя год, в 1959-м «Первый лед» зазвучит с эстрады как песня. Обративший внимание на стихотворение композитор Оскар Фельцман – признанный мастер легкого жанра, которого в современную эпоху окрестили бы «популярным хитмейкером». Он быстро и вдохновенно сочинял мелодии на готовый поэтический материал и порой вносил правки в текст. Широко известна история песни «Белый свет», когда Оскар Борисович, «порезал к чертовой матери» длинное стихотворение совместного авторства Танича и Шаферана, в результате чего песня обрела тот вид, в котором мы её знаем, с многократными повторами строк. В случае с «Первым льдом» Андрея Вознесенского вмешательство композитора в текст было куда более щадящим. Оскар Борисович поменял только одно слово. Уже у Фельцмана девочка стала «плакать», а не «мерзнуть». Название поэтического произведения песня сохранила.

Фельцман, Оскар Борисович(1921-2013)  - советский и российский композитор, автор песни "Первый лед" на стихи Андрея Вознесенского.
Фельцман, Оскар Борисович(1921-2013) - советский и российский композитор, автор песни "Первый лед" на стихи Андрея Вознесенского.

«Первый лед» представила советскому слушателю Нина Дорда, она же исполняла ранний хит Оскара Фельцмана «Ландыши» и многие другие произведения ведущих советских композиторов.

Следующая заметная исполнительская версия песни Фельцмана и Вознесенского появилась в 70-х. К композиции обратился ансамбль «Веселые ребята». Коллектив под руководством Павла Слободкина правку композитора не принял, вернув на место написанное Андреем Андреевичем слово «мерзнет». Песню преподнесли в характерной для ВИА стилистике с элементами «ритмов зарубежной эстрады и рока».

В каком виде, с какой мелодией и текстом эта песня «ушла в народ» и исполнялась «во дворах», я знать не могу. В сети даже встречается предположение о существовании некой «народной версии», по мотивам которой молодой Вознесенский и написал свои стихи.

На фоне предшествующих эстрадных воплощений песни Фельцмана и Вознесенского, композиция Евгения Осина стоит особняком.

В материалах по истории песни «Плачет девушка» вариант Евгения Осина преподносится как «кавер-версия», новая интерпретация песни с музыкой Фельцмана. А авторство в подписях к исполнению самим Осиным и последующим, другими артистами часто подписывают так: муз. О. Фельцман, в обр. Е. Осина.

Судя по имеющейся информации, в работе над песнями для пластинки «70-ая параллель» Осин и его команда музыкантов выступили в роли аранжировщиков, переработав чужой материал, это не скрывалось. Аранжировку песни «Плачет девушка в автомате» Осин сделал совместно с Александром Алексеевым. В то же время на попавшихся мне в интернете вариантах издания альбома имен авторов не упоминается.

Сведения, которые можно подчерпнуть из реестра РАО, официального ресурса, фиксирующего имена авторов и правообладателей, рисуют другую картину. Там имеются две записи о песнях, с разными названиями, в графе АТ, то есть автор текста, поэт, в обоих случаях указан Вознесенский, Андрей Андреевич. Композиция, озаглавленная «Первый лед», записана на Фельцмана, Оскара Борисовича, а вот в записи о произведении «Плачет девушка в автомате» рядом с Вознесенским в графе «композитор» стоит имя Осин, Евгений Викторович. Аранжировки тоже регистрируют, но в таком случае обычно указываются две фамилии – изначального автора музыки и аранжировщика. У песни «Плачет девушка в автомате» единственным соавтором Вознесенского значится Осин, никаких упоминаний о Фельцмане нет. В данном случае с формально-юридической точки зрения получается, что речь идет о двух песнях с разными названиями, написанных на одни и те же стихи разными композиторами.

-5

В истории отечественной музыкальной культуры много примеров, когда один и тот же текст обрастал несколькими композиторскими версиями, к подобным сюжетам я уже неоднократно обращался на своём канале. И очень часто разница в мелодике для непосвященного уха на слух не столь разительна, а хорошая аранжировка, как известно, может изменить восприятие песни до неузнаваемости. Таких примеров ещё больше. Не имея в распоряжении нот, чисто на слух, порой сложно однозначно сказать, где аранжировка, а где новая музыка. Как было в данном случае, знают только те, кто принимал непосредственное участие в создании композиции для альбома Евгения Осина. Нам остается только констатировать факты и интерпретировать известную информацию.

Спустя почти 4 десятилетия с того момента, как был написан поэтический текст Вознесенского, героиня стараниями Осина повзрослела, превратившись из девочки в девушку, а «людские обиды» стали «мужскими», таким образом, вектор восприятия сместился.

Вроде и изменений на первый взгляд не так уж и много, и авторство Вознесенского сохранено, но это уже совсем не та, трогательная, щемящая, колкая песня, звучавшая высоким голосом Нины Дорды. Осин превратил её в бойкий, романтично-меланхоличный эстрадный хит.

И Оскар Борисович Фельцман и Андрей Андреевич Вознесенский застали и пережили виток популярности песни в той форме, которую придал ей Осин. Каких-либо комментариев, реакции или мнений Фельцмана и Вознесенского по поводу авторства музыки и «вольной интерпретации» текста мне найти не удалось, хотя встречались упоминания, что Осин "получил благословение" на исполнение этой песни лично от Вознесенского. Если кто-то из моих читателей обладает достоверными сведениями по этому поводу, буду благодарен за ценные дополнения.

2010-е годы забрали у нас всех троих героев, причастных к созданию и популяризации этой песни. В 2010 в 77 лет ушел из жизни Андрей Вознесенский, в 2013 закончился жизненный путь Оскара Фельцмана.

Евгений Осин безвременно покинул этот мир в 2018, ему было 54 года. На прощании с артистом по решению его продюсера Валерия Жарова звучала песня «Плачет девушка в автомате», как главный хит в карьере артиста. Именно его интерпретация принесла песне узнаваемость в постсоветскую эпоху, и во многом благодаря Осину песню помнят и поют по сей день люди разных возрастов.

Материал написан в информационных и развлекательных целях на базе информации из открытых источников.

Спасибо, что дочитали до конца, буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.