Найти тему

157 лет со дня рождения П. П. Трубецкого

15 февраля 1866 года родился знаменитый скульптор Паоло Трубецкой (1866—1938). Одна из самых известных его работ и главное достижение в области монументальной скульптуры, — это памятник Александру III, установленный у входа в Мраморный дворец (первоначально, в 1909 году, памятник был установлен на Знаменской площади).

«Однажды осенью мы с мужем вечером поджидали го­стей — друзей-художников. Их что-то задержало. Но, наконец, послышался звонок, нетерпеливо нами поджи­даемый, голоса и смех входивших. В числе их мы увидели незнакомого гостя. Он был огромного роста. Крупные черты лица, тяжелая поступь. Это был скульптор Трубец­кой. Он был русским по крови, но вырос в Италии. Рус­ского, родного языка он не знал. Приходилось говорить с ним по-французски. Незадолго перед этим был установлен памятник Александру III его работы. Разговор шел главным образом об этом памятнике. Трубецкой спокойно слушал, когда присутствующие разбирали его достоин­ства и недостатки. Он только просил принять во внимание трудность модели. Он указывал, как малохудожест­венна была фигура Александра III, особенно благодаря его скучной по линиям военной форме. Но все художники согласились, что мысль, вложенная им — движение Алек­сандра III, когда он резко и круто затягивает удила коня (Россия), — удачна и что памятник характерен до жути в своей монументальности и тяжеловесной громадности.

Много говорилось о его мастерской и о разных зверях, населявших ее. Он любил животных. В те дни в его мастерской в Петербурге жил волк — многолетний его друг. Он его воспитал вегетарианцем, не давая ему ни­когда животной пищи. С волком Трубецкой часто ходил по улицам города. Потом там еще жили медведь, обезь­янка и маленькая собачка. И ко всему этому звериному обществу надо еще прибавить лошадь. И все животные как-то между собою ладили и не обижали друг друга.

Вспоминаю, что я в разговоре (теперь это мне кажет­ся слишком наивно или бесцеремонно) спросила, как он сам относится к этой своей работе, к этому памятнику. «Я считаю его самой моей лучшей работой из всех», — спокойно и невозмутимо ответил Трубецкой».

А. П. Остроумова-Лебедева. Автобиографические записки.

Неизвестный фотограф И. Е. Репин и скульптор Паоло Трубецкой с женой у крокетной площадки в усадьбе «Пенаты»
1908
Фотография
НИМ РАХ
Неизвестный фотограф И. Е. Репин и скульптор Паоло Трубецкой с женой у крокетной площадки в усадьбе «Пенаты» 1908 Фотография НИМ РАХ