Найти тему

"Безымянная звезда" театра Мечтатели, или Не надо путать туризм с эмиграцией

Этот спектакль поставлен по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна, который прожил на свете 37 лет и угодил под машину аккурат через 3 недели после Победы, 29 мая 1945. Ирония судьбы: еврей благополучно пережил вторую мировую, но сразу же после нее попал в автокатастрофу... Самая известная его пьеса - "Безымянная звезда", написанная в 1944 году.

В небольшом городе происходит экстраординарное события: останавливается скорый поезд Бухарест-Синая и с него ссаживают пассажирку. Это юная дама, утонченная, благоухающая духами и без единого лея. Что с ней делать? И тогда местный учитель Марин предлагает ей ночлег. Делать нечего, красавица отправляется в дом провинциального педагога.

-2

Как вы понимаете, одну и ту же пьесу можно поставить по-разному. "Безымянную звезду" в БДТ в Ленинграде ставили как комедию (как им это удалось?!), в фильме М. Казакова эта история стала трагедией, в спектакле Луниной это рассказ о том, что столица и маленький город не похожи друг на друга. И не надо путать туризм с эмиграцией. Герои спектакля - неплохие люди, просто одни родились и выросли вот здесь, а другие - в Бухаресте. И им сложно понять друг друга.

-3

Понятно, что каждый человек, смотревший фильм, будет сравнивать спектакль Е. Луниной с этой картиной. Я - не исключение, но мне не нравится Анастасия Вертинская (вот против ее сестры ничего не имею), так что для меня был большой плюс, что главную роль играла другая актриса и, конечно, это был совсем иной образ. Юлии Апалат было, безусловно, очень сложно. Но она смогла показать свою героиню иначе. Ее Мона хороша собой, взбалмошна, легкомысленна. Она - бабочка, летящая на огонь, мотылек сгорающий в вихре удовольствий. Она искренна и искусственна одновременно.

-4

Виталий Иванов в роли Марина Мирою не похож на героя Костолевского. Он не растяпа и не производит впечатление человека, сломленного жизнью. Напротив, у него есть цель. Краткое и яркое, как полет кометы, явление Моны не стало для него трагедией, нет. Это эпизод, который он будет помнить. Но не конец жизни.

-5

Григ (О. Доброван) показан неплохим человеком, он по-своему любит Мону. Кстати, акценты переставили весьма изящно: чуть-чуть больше нежности в голосе Грига, немного изменен текст пьесы. Себастьян пишет: "Дорогая моя, ты употребляешь слова, которых я не понимаю. Они не в моем словаре. Любовь, счастье. Это ведь только слова. Люблю ли я тебя? Любишь ли ты меня? Не знаю. Но, когда мы входим с тобой в вестибюль гостиницы «Атене-палас», я рад, что держу под руку именно тебя. И все головы оборачиваются и смотрят нам вслед. Что ты еще хочешь? Этого достаточно." В спектакле в этому монологу добавили полфразы: "Любишь ли ты меня? Не знаю. Но, когда твоя голова лежит на моем плече или когда мы входим с тобой в вестибюль гостиницы «Атене-палас», я рад, что держу под руку именно тебя." Чувствуете, да? Внешнее (восхищение красотой Моны, радость от того, что она принадлежит Григу, даже некоторый снобизм) превратилось во внутреннее (нежность к возлюбленной).

-6

Удря (Е. Василенко) - это представитель местной богемы. Именно поэтому его земляки прощают ему некоторую экстравагантность: яркий костюм, безумные кудри и пр. Он - безудержный оптимист, всегда надеющийся на лучшее.

-7

И, наконец, пятый персонаж, мадемуазель Куку, учительница физики. Сыграла ее Е. Латуринская. И это единственный персонаж, который вызвал отторжение. Не потому что плохо сыграно, нет. Сыграно великолепно, тут вообще все актерские работы хороши. Дело в том, что это совсем не тот персонаж, что описан драматургом. Что мы видим у Себастьяна? Старую деву, застегнутую до ушей, возможно, затянутую в корсет, связанную по рукам и ногам ПРЕДПИСАНИЯМИ и ПРАВИЛАМИ, Что мы видим в спектакле? Девицу в ярком новомодном костюме (в брюках!!!), лихо отплясывающую чарльстон и заигрывающую с Марином. То есть, совершенно иной образ. Интересный? Да! Отлично сыгранный? Да! Одна сцена фехтования указкой чего стоит. Но этот образ не к месту, он не отсюда. Почему? Что должна была увидеть Мона в этом образе? Чему она должна была ужаснуться? Бедно и плохо одетую скукоженную зашуганную некому не нужную старую деву. Что увидели зрители? Модно одетую (оранжевая двойка отлично сидит и этот цвет очень идет актрисе) яркую эксцентричную раскованную даму. И чему тут ужасаться?

-8

Декораций в спектакле практически нет, но они и не нужны. Двухэтажная конструкция, похожая на двухъярусную кровать превращается в вагон поезда, в дом учителя и пр. Очень оригинально показано звездное небо. Голографическая проекция невероятно хороша и не оставит равнодушным ни одного зрителя.

-9

Костюмы продуманы и хорошо подходят персонажам. Легкое неглиже Моны подчеркивает ее раскованность и воздушность, плохо сидящий зеленоватый костюм Мироя - его провинциальность, яркий наряд Удри - экстравагантность этого музыканта, белый наряд Грига - беспечность и богатство этого человека. Оранжевая двойка мадемуазель Куку... Ну, про эту героиню я уже сказала, повторять не буду.

-10

Резюме: спектакль очень хорош, посмотрела с большим удовольствием. Но рисунок роли мадемуазель Куку я бы поменяла кардинально.

За приглашение юлагодарю театр Мечтатели (
https://vk.com/dreamers_fmd), сообщество Москва люблю (https://vk.com/moskvalublu) и Людмилу Кондратьеву (https://vk.com/stihiya85).

Фотографии из ВК театра (https://vk.com/dreamers_fmd) + пара моих снимков.

#moskva_lublu, #moskvalublu, #ТеатрМечтатели