То, что случилось 55 лет назад, станет предвестником появления великолепных альбомов легендарной группы и, на более позднем этапе, многолетней войной, развязанной друг против друга Гилмором и Уотерсом. А в то время ещё никто не знал, чем всё это закончится.
Присоединение Дэвида Гилмора к составу Pink Floyd в феврале 1968 года было постепенным, а в тоже время весьма стремительным процессом.
Фронтмена Сида Барретта и Гилмора трудно было назвать незнакомцами. Гилмор познакомился с Барреттом, а также с будущим коллегой по группе Роджером Уотерсом, в возрасте 11 лет, когда рос в английском Кембридже. Гилмор и Барретт учились в школе Перс-скул на Хиллз Роуд, а Уотерс учился в Кембриджширской средней школе для мальчиков, поскольку был на три с половиной года старше их.
Барретт и Гилмор продолжили обучение в Кембриджском колледже искусств и технологий, где они вместе играли на гитаре и даже выступали исполняя песни The Beatles для прохожих. В последствии они создали каждый свою группу: Барретт - Pink Floyd, а Гилмор - Jokers Wild, но продолжали оставаться друзьями.
Гилмор даже присутствовал во время записи второго сингла Pink Floyd «See Emily Play», где Барретт, к удивлению, не узнал его. Это было почти началом проблем с психическим здоровьем, которые усугубились употреблением наркотиков.
Сид Барретт становился все более непредсказуемым и замкнутым, что привело к отмене нескольких концертов во время выступлений 1967 года. Роджер Уотерс, в частности, начал кампанию за его отставку. В качестве временной замены барабанщик Ник Мэйсон связался с Гилмором и предложил его кандидатуру. "Они просто спросили, хочу ли я этого? и я сказал "да", и это было так просто.", - позже Гилмор рассказал биографу Pink Floyd Николасу Шаффнеру.
Это было примерно на Рождество 1967 года. А уже 8 января 1968 года Pink Floyd провели свою первую репетицию с Гилмором, а четыре дня спустя он впервые появился на сцене в Университете Астон в Кембридже. В сет вошли «Set the Controls for the Heart of the Sun», «Interstellar Overdrive» и «Flaming».
Эта недолговечная формация Pink Floyd, состоящее из пяти человек, сыграла в том месяце еще несколько концертов, хотя Барретта не было на выступлении 26 января в Саутгемптонском университете после того, как остальные решили даже не брать его с собой на концерт. "Он был нашим другом, но большую часть времени нам хотелось его задушить.", - сказал Уотерс биографу Марку Блейку.
1 февраля 1968 года группа вернулась к работе над альбомом «A Saucerful of Secrets», которую они начали в мае прошлого года. Барретт появился всего на трех готовых треках, включая «Jugband Blues», его единственную композицию на альбоме. Гилмор был соавтором заглавного трека и исполнил вокальные партии в двух других песнях: «Let There Be More Light» и «Capral Clegg».
17 февраля Pink Floyd отправились в пятидневный тур по Бельгии и Нидерландам, который включал в себя и выступления на телеканалах RTB в Брюсселе и ORTV в Париже, последнее для музыкальной программы Bouton Rouge, включавшей анонсы новых треков «Let There Be More Light» и «Set the Controls for the Heart of the Sun». Клавишник Ричард Райт также взял на себя вокал в «Astronomy Domine».
Была надежда, что квартет будет выступать с живыми выступлениями, в то время как Барретт продолжал сочинять и записывать в студии – но, все стороны, казалось, знали, к чему все идет.
"Я не верю, что кто-то действительно думал, что это сработает.", - сказал Райт одному из корреспондентов во время тура Pink Floyd 1994 года в поддержку альбома «The Division Bell». "Барретт ушел. Он не мог нормально функционировать, по крайней мере, в групповой среде. Мы говорили, что он продолжит, но мы знали, что должно было в итоге произойти – и это произошло, относительно скоро".
Pink Floyd и Барретт пришли к взаимопониманию в марте, а 6 апреля 1968 года было объявлено о его уходе. Барретт записал два сольных студийных альбома при содействии Гилмора и Уотерса. Он несколько раз выступал в одиночку, прежде чем в 70-х стал затворником. Он умер 7 июля 2006 года в Кембридже в возрасте 60 лет.
Гилмор, конечно, сыграл ключевую роль в восхождении Pink Floyd к суперзвездности, уступая только Уотерсу в качестве главной творческой силы группы. Он взял на себя руководство после ухода Уотерса, и выпустил с Pink Floyd еще три студийных альбома, кроме упомянутого ещё «A Momentary Lapse of Reason» (1987) и «The Endless River» (2014), и провёл пару успешных мировых туров, прежде чем сосредоточиться на сольной карьере.
Квартет после ухода Уотерса воссоединился для благотворительного концерта Live 8 в 2005 году (своеобразное продолжение знаменитого Live Aid в 1985 году), но между Гилмором и Уотерсом оставались разногласия – как в бизнесе, так и в личной жизни.
А в недавнем времени автор текстов позднего периода Pink Floyd Полли Самсон, которая также является женой Гилмора, описала Уотерса в 2023 году как антисемита, апологета России, "и лживого, вороватого, лицемерного, уклоняющегося от уплаты налогов, фонограмщика, женоненавистника, страдающего манией величия от зависти". Гилмор повторил ее комментарии, назвав "каждое слово очевидной правдой".
Если понравилась статья, голосуйте, делайте подписку на все публикации, оставляйте комментарии.
Вы также можете почитать статьи: