Этим строениям почти сто лет, но они прекрасно сохранились и до сих пор служат людям. Здесь находится дальний кордон Алтайского биосферного заповедника, второй по труднодоступности после кордона Чодро.
Места дикие и очень живописные. И люди, о которых расскажем ниже, интересные и неординарные, а кто еще согласится жить и работать в такой глуши?
Кордон Язула расположен на высоте около 1600 м над ур.м., в семи километрах вверх по течению реки Чулышман от одноименного села теленгитов, о котором мы рассказывали в предыдущей статье.
От села Язула к кордону ведет грунтовая дорога мимо пары скотоводческих стоянок, сенокосных и пастбищных угодий. Часть пути пролегает по "долине смерти" - урочищу Калбак-Кудюр. Говорят, эта местность получила свое название из-за пронизывающих ледяным холодом ветров, господствующих здесь зимой.
В спокойную погоду это вполне приветливое и уютное место, со всех сторон окруженное горами.
К кордону примыкает полоса хвойного леса, растущего по берегам горной речки Верхний Кулаш, берущей начало из высокогорных озер Чулышманского нагорья.
Зимой река покрывается толстой бронёй наледей, которые выдавливают воду из русла, подтопив прибрежные кусты и деревья. В прогалинах во льду бурлит и пузырится темная вода.
Что за красота, эти прогалины во льду, окаймленные кружевами из фигурных сосулек, отливающих нежной синевой! Представляешь себя в зимнем сказочном царстве. Кажется, пройдешь от реки в лес, и перед глазами встанет терем деда Мороза, такой же резной, как узорчатые льдинки на реке. А у нас вместо терема – старая банька на берегу.
К правобережью Верхнего Кулаша примыкает гора Сойок. С нее, как и с соседней горы Башту, можно любоваться красивыми пейзажами.
Немного истории. Там, где сейчас находится кордон Язула, с 1922 г. по 1944 г. располагалась пограничная застава.
С образованием в 1921 году Тувинской Народной Республики Танну-Тыва, в граничащем с ней Улаганском районе были размещены заставы 28-го Ойротского кавалерийского пограничного отряда ОГПУ: Язула, Чодро и Кумуртук. В то время пограничники, помимо основных задач, выполняли и функцию охраны территории Алтайского заповедника, основанного в 1932 году.
По архивным данным, всего в 28-ом Ойротском погранотряде было десять застав Кош-Агачской и Улаганской комендатур на охране государственной границы СССР с Монголией, Китаем и Тувой. Это были заставы Бертек, Аргамжи, Джумала, Тархата, Чаган-Бургазы, Ташанта, Бугузун, Язула, Чодро, Кумуртук. В них несли службу 514 человек личного состава, прибывших преимущественно с Урала и из европейской части Советского Союза.
После добровольного вхождения Тувы в состав СССР необходимость в приграничных с ней заставах отпала. Погранзастава Язула была передана Алтайскому заповеднику.
Во все времена кордон Язула был испытательным полигоном для молодых сотрудников, приезжавших работать в Алтайский заповедник с разных концов страны. Сюда ехали не только выпускники профильных вузов, но и простые любители романтики, почти не имеющие представления о предстоящей работе. Кордон Язула был для них проверкой на прочность. Работы хватало: из почти девятисот тысяч гектаров площади Алтайского заповедника Язулинский его участок занимает около 380 тыс. га, что сопоставимо с территорией отдельного заповедника, например, Баргузинского.
Огромные площади, большие расстояния, спартанские условия. Многие не выдерживали суровой жизни, уезжали. А те, кто оставался, накрепко, на десятилетия, прирастали к заповеднику. Язула помогла воспитать немало преданных заповедному делу людей.
Кто живет на кордоне Язула сегодня? Как выглядит кордон в наши дни?
Сергей Шевченко - один из таких людей. Коллеги называют его "хранителем Язулы".
Сергей Евгеньевич приехал работать в Алтайский заповедник с запада страны в 1994 году и практически сразу был направлен в Язулу. Ему было двадцать два года. Молодой, статный, полный сил.
С тех пор Сергей живет на кордоне Язула. До недавнего времени он был государственным инспектором отдела охраны заповедника.
"Сергей абсолютно комфортно чувствует себя в горно-таежных полевых условиях. Это тот человек, который всегда прикроет тебе спину, - говорит Евгений Веселовский, старший коллега Шевченко. - Во время охранных рейдов он вел себя вполне адекватно, оперативно, хорошо тактически мыслил и правильно выполнял все необходимые действия. В одном из таких рейдов Шевченко вдвоем с Шамилем Сибгатуллиным задержали семерых вооруженных браконьеров".
Благодаря Сергею Шевченко все постройки погранзаставы сохранились такими, какими мы видим их сейчас. "Он врос в это место, и пока он там, застава живёт", - говорят в заповеднике.
Попадая на кордон, словно проваливаешься во временную дыру. Все здесь родом из прошлого века: и строения, и вещи, и образ жизни.
Сергей живет в бывшем офицерском доме. У него перекрыли крышу, установили солнечные панели, но в основном эта постройка, как и все другие на кордоне, сохранилась в изначальном виде с 1930-х годов.
Среди незатейливого скарба Сергея есть вещи, которые перешли к нему "по наследству" от прежних жильцов кордона, например, увесистая самодельная мышеловка, сделанная из древесины лиственницы.
Еще одно сооружение кордона - конюшня погранзаставы, прочная, построенная на века. Сегодня она пустует. В ведении Сергея - два коня, и они содержатся в помещении напротив конюшни. Лошади двух госинспекторов Язулинского участка, проживающих в селе Язула, находятся при них.
Это конь по имени Белоног - у него на одной ноге шерсть белого цвета. Куда здесь без коня? Сергей ездит на нем и в тайгу, и в горы, и на другой дальний кордон - Чодро. Или в деревню Язулу за продуктами: коню не нужен бензин. Горючее - дефицитный ресурс в здешних местах. А вот в районный центр или в город Сергей ездит на своем "Урале". Было дело, даже сгонял на нем за тысячу километров в Новосибирск.
В постройке напротив конюшни во времена погранзаставы размещались склады продуктово-фуражного снабжения и боеприпасов. В середине здания располагались денники, где стояли засёдланные кони "тревожной группы", а по краям - складские помещения.
На кордоне каждый новый день похож на предыдущий, особенно зимой. Но Сергей Шевченко с юмором и оптимизмом относится к любым ситуациям, возникающим в его жизни.
«Здесь времени нет, его не существует. Это не я сказал, а те, которые приезжали на кордон. Но и я тоже могу так сказать. Здесь время по-другому течет. Почти тридцать лет здесь живу – и не заметил, как прожил. Это разве мало? Вроде как вчера приехал. Не знаю, но в этом что-то есть. В городе – там по-другому. Там для меня день тянется - ёлки-палки! Думаешь: когда же он закончится – постоянно какое-то напряжение, чего-то ждешь… Говорят, все относительно: если ты держишь в объятиях горячую красотку, минута кажется мгновением, а если горячую сковородку – минута кажется вечностью, понимаете? А здесь, на кордоне, времени просто не замечаешь. Здесь каждый день не отличается от вчерашнего, позавчерашнего дня. Сегодня такой же день: идёшь на реку за водой, колешь дрова, печёшь хлеб. Всё. А в городе люди придумали искусственное время, по которому надо двигаться, надо жить: идти на работу или детей в садик отводить, или еще что-то такое, а здесь, в Язуле, этого нет».
Звенит топор, весело разлетаются в стороны полешки. Скрипят полозьями по хрусткому снегу сани с флягой. Конь Белоног выискивает в неглубоком снегу жухлую траву. Пока снега мало, он живет на подножном корме. Из трубы тянется дымок - жизнь продолжается! А на кухне у печи поднимается тесто.
Испечь хлеб в обычной печке - это не в магазин сходить, здесь нужна сноровка. Не каждая женщина справится с этой задачей.
И пусть в доме по-холостяцки не прибрано и не белена старая печь, все это кажется несущественным рядом с ароматным живым хлебом, испеченным собственными руками.
Примерно десять лет назад на кордоне, помимо Сергея, жил еще один человек - Пойдон Сопрокович Марлужоков, уважительно - Абай.
Еще одно выдающееся здание, о котором осталось рассказать, - бывшая казарма погранзаставы.
Это здание, хотя и нуждается в ремонте, поражает своей прочностью и надежностью, ведь ему под сотню лет!
В завершение нашего рассказа отметим, что Язула - единственная в России деревянная пограничная застава, сохранившаяся почти в первозданном виде с начала 30-х годов прошлого века.
В 2019 году региональная общественная организация ветеранов погранвойск "Рубеж" установила на кордоне Язула пограничный столб и мемориальную табличку. Ветераны-пограничники, как могут, привлекают внимание общественности к проблеме сохранения историко-культурного комплекса "Язула". Понятно, что необходимы поддержка государства и финансовые вложения. А еще нужны люди, энтузиасты, готовые приехать в Язулу и дать вторую жизнь и возрождение этому уникальному месту, имеющему большой потенциал для патриотического воспитания и развития регулируемого познавательного туризма.
Есть ли такие среди нас? Время покажет.
Друзья, благодарим вас, что дочитали статью до конца! Пишите в комментариях, была ли интересна публикация, и ваши мысли по поводу прочитанного. Подписывайтесь на канал студии "Ирбисфильм".
Автор статьи: Светлана Усанова ©.
Все материалы являются интеллектуальной собственностью студии "Ирбисфильм" и не могут быть использованы без указания авторства и ссылки на канал.
Смотрите фильмы о других кордонах Алтайского заповедника:
Читайте статью о селе Язула, расположенном в семи километрах от кордона Язула вниз по течению Чулышмана: