«Как успокоить возбужденную собаку», — это один из популярнейших вопросов, дать ответ на который вне контекста практически невозможно. У волосатых фантомасов может быть миллион поводов разбушеваться, и каждый из этих поводов требует отдельной стратегии. Собак выводят из равновесия радостные штуки, пугающие штуки, непонятные штуки, изменения погоды и фазы Луны, загадочное «ничего» и непонятное «нечто». В общем, все, как у людей, с той лишь разницей, что мы в состоянии эйфории все равно стараемся помнить о приличиях, а для псов понятия «приличия» не существует.
Потому они не считаются с нашим комфортом, когда им вдруг взбрело в голову стать бесноватыми. Задача песьих мамичек здесь — разобраться в причине (или констатировать беспричинность) звериного возбуждения и постараться действовать, учитывая эту самую причину. Понимаю, что звучит это как «нормально делай, нормально будет». Но я, конечно, постараюсь объяснить, что кроется за этим пустым советиком. И начну с повторенного много раз постулата: не нужно ругать собаку, когда она в состоянии возбуждения.
Если пес уже разбушевался, он, мало того, что не поймет причину вашего возмущения, он еще и возбудится сильнее. Потому что ожидание наказания — веский повод дополнительно поволноваться. Представьте себя в ситуации жесточайшего дедлайна, когда волосы дыбом, кофе из рук валится, а звонки на телефон поступают каждую минуту. Насколько эффективной в этот момент была бы выволочка от начальства из-за залитой кофе клавиатуры ноута? Скорее всего, дедлайн ваш сгорел бы синим пламенем, и вряд ли это все привело бы вас в состояние дзена. Собаку тоже не приведет.
Посмотрите, есть ли что-то, из-за чего пес пришел в бешеное состояние. Скажем, явились гости, и он из-за этого скачет мерзким козлиной, орет и рвется обнять всех одновременно. Первое, что нужно понимать в такой ситуации: для собаки будет поощрением, если она получит возможность прорваться к гостям и поскакать у них на голове в таком возбужденном состоянии. Ничего личного, просто пес получит однозначный сигнал — чтобы добраться до желаемого, нужно козлить и беситься. Та же история с другими подобными стимулами — дружественными собаками, к которым срочно нужно присоединиться, с игрой в мяч, с едой.
Важно формировать новую привычку — успокойся, пес, и получишь, чего тебе хочется: гостей, мяч, компанию собак и миску с едой. Не успокоишься — не получишь, потому что это не педагогично. Конечно, никто не учится самоконтролю за один сеанс, но вы увидите, что собака постепенно соображает на тему того, как быстренько прийти в себя, чтобы добиться успеха.
У мамичек, конечно, бывают дни, когда терпеть возбужденного бородатого коня, алчущего удовольствий, нет никаких сил. На этот случай существуют механические техники успокоения. Например, можно отправить дебошира в другую комнату подумать о своем поведении или уложить на бочок для массажа (о технике укладывания я рассказывала в специальном видео на ютубе).
Когда собака разбесилась по неизвестной причине или просто потому, что скучненько, ей можно предложить какое-то успокаивающее занятие. Универсальный рецепт — позвать для поиска съестного в ковре. У скептиков есть возражения на этот счет. Мол, не закрепим ли мы бесячки кормлением на пике возбуждения? Тут есть одна хитрость. Собаку надо сначала переключить хоть на мгновение, а уже потом предложить игру «Догони меня, колбаска».
Знаете, как с детьми, которые раскапризничались и никак не хотят ложиться спать. Их можно заманить в спальню под предлогом почитать сказку по ролям. Это не значит, что ребенок начнет беситься, чтобы получить сказку. Ведь сказка — это не способ откупиться от детячьей истерики, а способ постепенно свести ее на нет. Собаке можно сказать точно так же: «Чувак, пойдем в другую комнату, там кто-то яичницу по полу раскидал». Чувак сначала отвлечется на ваш призыв, а уже потом получит яичницу из относительно заинтересованного состояния.
Еда работает не всегда и не со всеми, потому что не все любят есть и не все готовы есть в истерике. Тут придется искать то, что может заинтересовать собаку на пике эмоций и одновременно станет занятием, которое переключит и успокоит. Для кого-то это жевательная палка, для кого-то мамичкины объятия, а для иных хулиганов вопрос «Кто там в окне».
Отдельная история с бесячками, которые случаются после травмирующих событий. Есть в психологии понятие «копинг». Это действия, которые совершает человек, чтобы пережить стресс. После сложной презентации, после яростного скандала или после долгожданной победы в соревнованиях всем нам нужно куда-то выплеснуть скопившиеся эмоции. Все делают это по-разному. Но обычно копинг помогает перестать тревожиться и напрягаться, а то и уснуть, если повезет. Кто-то пять часов подряд колесит по МКАДу, кто-то семечки грызет, а кто-то полночи бороздит википедию, изучая места зимовки седого сурка. После обычно наступает облегчение, и стресс остается позади.
Собаки тоже склонны иметь в арсенале одну-две копинг-стратегии, которые применяют после стресса. Некоторые орут на всех встречных, некоторые носятся за мячом, некоторые требуют грызню или пытаются кого-нибудь убить. Копинг-стратегии важно реализовывать, чтобы организм не существовал в постоянном проживании стресса.
Но не всегда песий выбор способа успокоения нравится мамичкам. Но мамички всегда могут направить их в более-менее мирное русло, чтобы и схему не поломать, и дать собаке то, что она хочет после потрясений.
Моя собака Борсук привыкла зажевывать стресс ближними своими. Проще говоря, она кусает того, кто первым попался в рот. Моя задача — вовремя подсунуть ей мертвую игрушечку, чтобы она не повредила живую Лидуську. Конечно, перенаправление копинг-стратегии не совершается за один день, но закрепить привычку кусать кого-то, кому не больно, можно долгими тренировками и работой с возбудимостью собаки (этой конкретной собаки) в целом.
А вот Лидуська придумала себе безопасный, с ее точки зрения, копинг. Если она натерпелась лишений, скажем в ветеринарной клинике или в противостоянии с той же Борсучей, ее успокаивает самостоятельный поиск еды. Без контроля человека это превращается в рейды по голубиным полянам и помойным ведрам. Но, так как мы знаем эту ее особенность, после стресса она обычно получает для поиска безопасную и труднодоступную еду из наших рук: конг с паштетом, рассыпанный по поляне корм или запрятанные в коробку бычьи причиндалы.
Важно понимать, что иногда во время истерики собаку нужно просто силой увести с того места, где случились вспышка, буря, безумие. Это актуально на улице, когда пес, например, возбудился на какого-нибудь мужика с палкой или на игрища зверей вдалеке.
Если собака уже не реагирует на предложенную еду, не соглашается откликаться на собственное имя и забыла про существование собственных людей, вы просто разворачиваетесь и уходите. И пусть она там делает, что хочет, на другом конце поводка. Рано или поздно ей придется сосредоточиться на том, что вы куда-то отправились. Главное тут — не обращать внимания на сопротивление и крики. И искренне порадоваться, когда собака пришла в себя, закрепив это колбасьей попкой.
Фото Victoria Tveritneva, обработал Ренат Муртаев