Найти тему
Арт Шпаргалка

Оппенгеймер. Мураками. И почему японцы не злятся на Америку?

Оглавление

Добрый день, мои дорогие! Работы в последнее время было очень много, но за мной есть несколько обещанных статей, которыми я не могу с вами не поделиться.

Рассказ о Мураками и его "кавайном" (милом) искусстве - чересчур простое чтиво для моих верных поклонников, да тем более, появился такой интересный инфоповод в виде спорного и масштабного фильма Кристофераа Нолана. На фоне этих двух совершенно не связанных, на первый взгляд, персонажей, я решила задаться вопросом, который наверняка мучает не только меня...

Следите за ходом мыслей и парируйте!

Оппенгеймер.

После рекомендаций Минкульта, посмотреть этот фильм можно только под другим названием и в паре часов езды от Москвы нельзя. Для самых страждущих, интернет вам в помощь.

https://www.kinopoisk.ru/film/4664634/?utm_referrer=yandex.ru
https://www.kinopoisk.ru/film/4664634/?utm_referrer=yandex.ru

Мой любопытный и скептически настроенный мозг так и не нашел объективных причин для запрета, поскольку кино основано на фактах, никак не унижает достоинств нерушимого Союза и способностей отечественных ученых.

Непростая судьба гениального физика через попытку показать его с разных сторон - от судьбоносных открытий до личной жизни, шокирующая эстетика рукотворного изобретения и очень много философии о праве человека вторгаться в законы природы, уничтожая то, что ею создано.

Для меня фильм стал продолжением интересных мне кинолент:

  • Темные времена (Олдман в роли Черчилля великолепен!)
  • Код красный
  • Игра в имитацию
  • Игры шпионов.

/Искренне рекомендую к просмотру/

Стоит ли рассказывать все тонкости душевных терзаний Роберта Оппенгеймера, изобретению которого незамедлительно нашлось применение на просторах Японии.

Хотя в фильме не показано тяжелейших последствий жестоких действий Америки, эта тема проходит красной линией через весь сюжет, ибо режиссер - это деятель искусств, а не ученый и не политик. И его кредо - созидание и анализ актуальных тем через призму своего восприятия.

Словом, все, у кого есть интерес и свободные 3 часа - сформируйте свое отношение во время просмотра.

Итак, 1945 год. США (не без помощи Британии и Канады) проводят первые испытания ядерного оружия и почти сразу применяют его против Японии. Итогом становятся несколько сотен тысяч жизней мирного населения, как от самого взрыва, так и от его последствий.

Такаси Мураками

Не прошло и 20 лет, как в стране восходящего солнца на свет появляется мальчик, который охвачен американской пропагандой и мечтой о счастливом будущем. И нет, он не представляет собой оппозицию и абсолютно здоров психически. Просто наряду со всей молодежью, он искренне любит, почитает и восхищается полосатым матрацем со звездочками и всем, что с ним связано.

Отойдем ненадолго (Перерыв на обед) от политики и посмотрим на его работы.

-2

Многие из вас слышали его имя и хорошо знакомы с его ярким творчеством. Лично для меня-это удивительный пример, как автор развивается в тандеме со своей двухмерной культурой. Ведь изначально, пока старый свет осваивал свет и тень, создавая объемные изображения, Япония продолжала совершенствоваться в миниатюре. 

-3

Загадочная и таинственная восточная душа всегда вызывала интерес Запада. Вспомним коллекцию японских гравюр у Ван Гога или знаменитого Хокусай.

Думаете не слышали такого?

Большая волна в Канагаве. Кацусика Хокусай
Большая волна в Канагаве. Кацусика Хокусай

А теперь?

Именно этому художнику, еще в начале XIX века принадлежит создание понятия "манга", как гротескного изображения своих персонажей на гравюрах. Оно и стало началом зарождения искусства комиксов, которое развил и оформил в понятный и привычный нам вид Осаму Тэдзука - автор знаменитого Астробоя. Я японским аниме не увлекалась, но этого товарища точно помню!

Астробой. 1963 год.
Астробой. 1963 год.

По задумке автора, персонаж боролся за справедливость и верил в светлое будущее.

Мураками был воспитан на аниме и манге, которые к тому моменту активно распространились не только по самой стране, но и по всему миру.

Своей задачей он ставил сделать эксклюзивное массовым. В современной культуре, мы знаем немало таких художников, которые тиражируют свои работы, но зарождение этого мейнстрима безусловно принадлежит Энди Уорхолу.

Рискну предположить, что с психологической точки зрения, подобное поведение художников идет от внутренней неуверенности в себе и острой жажды разносторонней поддержки. Это кардинально отличается от целей и задач институций, заточенных исключительно на повышение заработка.

Насаждение американской поп-культуры случилось не случайно. Если вспомнить причины возникновения ряда субкультур в Америке, то молодежь стремилась изолировать себя от политических событий, войн и уйти от надвигающейся ответственности. Мультфильмы, игрушки, яркие картинки - все это не просто понятно с раннего детства, это способ в нем задержаться. Японская молодежь развивалась по схожему паттерну. Отсюда, попадая в Токио, ощущаешь себя в параллельной вселенной компьютерной игры.

-6

Психологический страх повторения страшных событий лег в основу отрицания. Внутренняя борьба, которая так легко читается в работах Мураками - это фазы реакции на происходящее в мире - от милых улыбающихся цветочков до откровенно взрослых тем секса, смерти, боли и страданий. Иногда это встречается на одной картине.

-7

Объективно, больше половины деятелей искусства Японии сочетают в одном произведении детей, смерть, игрушки и извращенные формы близости. И посмотрев хотя бы один хоррор или аниме для взрослых, сложно найти альтернативу на мировой арене. Так, как это делают японцы, не умеет больше никто.

-8

По мнению культуролога Марии Крежевич, таким образом они играют в Бога.

(за фото отдельная благодарность близкой подруге из Кореи, которая любезно со мной поделилась уникальным контентом! Показать вам все грани творчества Мураками не могу, в силу моих разногласий с платформой на тему искусства)

...Почему же японцы любят Америку?

Кроме психологических факторов, которые я уже озвучила и являются лишь моим психологическим анализом, предлагаю перейти к истории.

Ядерное оружие стало сдерживающим фактором развития войны между Японией и Америкой. По крайней мере, так это озвучено и преподносится. И как бы прискорбно это не звучало, своего результата они добились.

Более того, человек на "букву Х" - Император Хирохито, которому приписывают развязывание войны и полный провал в самом процессе, должен был стать первым кандидатом на смертную казнь. Однако, генерал Дуглас Макартур, предпочел сохранить ему жизнь взамен на идеологическую пропаганду оккупантов среди своего народа. Свое влияние на Японию Хирохито сохранил вплоть до своей смерти в 1989 году.

Японию же активно стали насаждать американской мечтой во всех сферах деятельности. Вливание большого количества материальных и физических средств создало атмосферу пособничества и помощи.

Именно такими японская молодежь восприняла американцев - силой, взаимодействие с которой может быть выстроено на беспрекословном подчинении (иначе снова будет "бум"). По сути, это страх перед непреодолимой силой, высокая степень религиозности и принятия, и подсознательное отрицание. Что в совокупности и дает нам психологию ребенка перед властным родителем, чье мнение по сей день сохраняет авторитет.

Именно такое отражение мы видим в японской культуре - дети в пубертате, которые предпочитают оставаться в своем внутреннем мире гаджетов, аниме и обязательными традициями, уходящими корнями в тысячелетнюю историю.