Здравствуйте, уважаемые участники конкурса "Щас спою!" и все, кто интересуется нашим проектом!
Очередь поделиться своим творчеством дошла до следующих конкурсантов. Слушаем и оцениваем.
Евгений Поляков (номинация "Строки")
Как родилось стихотворение
Попав по распределению на Чукотку, я не потирал возбуждённо руки, не закатывал глаза в экстазе, поэт во мне с хищной радостью не восклицал:
Ух, я тут насочиняю! ух, я тут развернусь! У Пушкина было Болдино, а у меня, гы-гы-гы, Мыс Шмидта!
Ничего такого не было, а было другое. После тёплого АН-24 я не сразу сообразил, что задубел от макушки да пяток, ещё не дойдя до дверей здания аэропорта. Нет, у меня кое-какие знания имелись о заполярном климате, однако, на такую холодрыгу в апреле я не рассчитывал. Моя куртка из неведомой мне химии встала колом и, казалось, была готова рассыпаться в прах, как резиновые галоши в Антарктиде при – 70. Далее пошло повеселее, пограничный наряд скучал, а тут свежий человек без прописки ПЗ (пограничная зона), с одной бумажкой из милиции на материке с разрешением следовать в данные края. Напоили они меня чаем со сгущёнкой, вытрясли что и как в родных тёплых краях, отпустив лишь с приходом автобуса из посёлка.
В экспедиции меня скоропостижно оформили на работу и сплавили в тундру к геофизикам на р. Амгуэма. Подобные места – лучшие места для выбивания розовой романтики из головы. Сами посудите, меньше чем за две недели до этого: госэкзамены; прощальный банкет в ресторане "Зелёный лес" г. Зеленограда; свадьба друга в Матвеевом Кургане; пара дней гостевания у наших девчат топографинь в экспедиции на Красной Речке в Хабаровске; релаксация дня три в Магадане, пока ожидал куда сошлют; самолёты, поезда, автобусы, такси… - и бац! ты в ватном костюме, валенках, с трёхметровой нивелирной рейкой, без лыж, отмахиваешь 20-30км в день, в конце которого заползаешь на карачках в балок. Почему без лыж? Да потому, что пурги с ветром за 30м/сек утрамбовывают в тундре снег до каменной твёрдости, но поверхность его неровная, она вся в застругах. Лыжи использовать невозможно, как самокат для езды по шпалам. Одним словом, как шутят на северах, трудно первые десять лет, а потом ещё труднее.
Понимаю, длинноватый подход к теме, только, допустим, человек с поэтическим или талантом барда сплавится раз на байдарке, например, по Вуоксе и напишет пару замечательных песен. А другому, как мне, неотмеченному подобными талантами, чтобы вдруг разродиться хотя бы одним стихом, надо немало прошагать суровыми тропами, подвергаясь трудовым и природным истязаниям. Самое интересное, красота камня, разукрашенного лишайником, заката, травинки под тонкой коркой льда, спешащего по своим делам лемминга да любого штриха окружающей тебя, постоянной меняющейся картины природы, открывается не в минуты глубокого созерцания. Да, не в минуты созерцания, а когда ты прёшь гружёный по склону, когда скрюченные холодом пальцы еле удерживают карандаш, когда как у Киплинга:
И только воля говорит: держись! глаз остёр, а мозг не обременён досужими мыслями.
Вот так однажды в вечерний час, будучи на колымской практике, исхлёстанный ветками стланика, изъеденный комарами, мОшкой, мокрый от пота, я выбрался на вершину сопки и, только подняв голову, увидел дальнюю гряду гор в красках заката, обалдело прошептал: это Рерих, это же картины Рериха. Озарение отошло, задерживаться было нельзя, солнце уйдёт за сопки, а до палаток надо продираться через заросли стланика.
Достаточно, вы уже поняли: несчастный я человек! Теперь расскажу, как образовался стих и другие, подобные ему. Закончив весновку на Амгуэме, мы вернулись в посёлок 30 апреля. Май проходил весело, проводы отрядов на полевые работы перемежались с проводами улетающих в отпуск, шашлыками на Чёрной сопке, просто посиделками с песнями под гитару. Однажды в июне общежитие опустело, не считая нескольких человек из конторы и меня, оставленного добивать амгуэмский отчёт в качестве картографа. В один из дней я лежал на койке и читал журнал "Смена". Можно было бы сходить на берег моря, посмотреть на суету навигации, но наехал плотный туман, даже соседний двухэтажный дом потерялся в нём, и корабли, чтобы самоходные баржи не втюхались в них, время от времени тревожно гудели. Тихо было и в небе, погода нелётная. Вот так в тишине, в голове без заявок: ща стих сочиню, пошла первая строчка: как сказать вам о росах… Минут через десять нетленка полностью легла на бумагу. Конечно, потом я кое-что подправил, но так, мелочь.
Песня "Росы на скалах". Стихи Евгения Полякова. Музыка и исполнение Дмитрия Дашина.
Александр Терентьев (номинация "Ноты")
О создании песни "Город мой неторопливый"
К тому времени, когда в нашем доме поселилась член Союза писателей России Лидолия Никитина, моя жена Светлана за домашними хлопотами и думать забыла, что когда-то, в 1971 году, занималась в литературном кружке, который вёл Алексей Дуров – актёр местного драматического театра. И тут Светлана познакомилась с Лидолией! И всколыхнулась её давняя тяга к написанию стихов!…
Наш дом расположен у самого склона на правом берегу Волги.
Великолепный вид на реку с седьмого этажа, скорее всего, и побудил Светлану к написанию стихов. Среди этих стихов был и "Город мой неторопливый".
Наши посиделки (под гитару) с семьей Лидолии разбудили и во мне желание - как-нибудь поучаствовать в их творческом процессе… Как? Сочинить мелодию и спеть под гитару! А украсил мелодию песни наш младший сын Александр, создав аранжировку - самое трудоёмкое, на мой взгляд, дело, записав и сведя её с голосом. Вот так и родилась эта песня! :-)
Песня "Город мой неторопливый". Музыка Александра Терентьева. Стихи Светланы Терентьевой. Аранжировка Александра Терентьева (младшего). Исполняет Александр Терентьев.
Альберт З. (номинация "Ноты")
Песня "Фортуна" на стихи Шефнера Вадима Сергеевича, ветерана ВОВ, поэта, писателя, военкора, была придумана и написана в 1985 году.
Когда я занимался в кружке гитаристов в ДДК (детский дом культуры), мне было 17 лет. Было желание научиться играть на гитаре и аккомпанировать себе. Пробовал на стихи С. Есенина писать: просто брал журналы со стихами и на понравившиеся стихи что-то наигрывал.
Стихотворение "Фортуна" было опубликовано в журнале "Юность" (если память не изменяет, в №4 за 1984 год). Привлекли стихи и смысл изложения. Десятка три стихов точно тогда "отработал", но вот это стихотворение и считаю своей "первой ласточкой".
Песня "Фортуна". Музыка Альберта З. Стихи - В. Шефнера. Исполняет Альберт З.
Информация для жюри (!)
Сегодня выступает тройка из команды "Ноты" и "Строки". Это значит, что они являются либо авторами музыки (слова для песен написаны другими людьми), либо авторами стихов (музыка написана другими людьми). Будьте внимательны - номинации подписаны рядом с именами конкурсантов! На этот случай у нас определены другие критерии оценивания. Я их сейчас повторю, если забыли.
Для Музсовета
- 3 балла - музыка или стихи (то, что сочинили сами). Композиторы получают эти баллы за свою музыку, а поэты - за слова песни.
- 1 балл - соответствие, гармония своего материала чужому.
- 1 балл - исполнение, эмоциональное восприятие.
Песня получает 5 баллов - максимум, если всё понравилось.
Для Большого жюри
- 1 балл - музыка или стихи (то, что сочинили сами).
- 1 балл - соответствие, гармония своего материала чужому.
- 1 балл - исполнение, эмоциональное восприятие.
Песня получает 3 балла - максимум, если всё понравилось.
Песни соперников между собой не сравниваем, оцениваем их отдельно по критериям.
Для читателей
Читатели голосуют за песни в комментариях. Если понравилась песня, ставим лайк. Дизлайки у нас ставить не принято (слежу за этим строго!).