Друзья, помните ли вы кризис 2008 года? Я фактически нет. Развитие строительной компании, где я тогда инженерила, как-то шло независимо от экономической ситуации в мире. Вот и кризис 2008 года прошел мимо нас. Чего не скажешь о компании труженика Рикки, героя фильма "Извините, мы вас не застали" британского режиссёра Кена Лоуча. Она в этот период обанкротилась, круто изменив жизнь семьи Рикки Тёрнера.
Знаете, смотрела этот фильм и понимала, как же всем, кого не коснулась проблема остаться без средств к существованию, повезло. Возможность заработать на булку или на книжку себе или своим близким это же счастье. Возможность работать в комфортных условиях это тоже счастье. Да и вообще в том, что счастье это просто отсутствие несчастья, убеждаешься глядя на экран. Да, всё очень просто. И это простое надо уметь ценить.
Рикки -глава стандартного семейства, судя по всему квалифицированный рабочий широкого профиля. Во всяком случае его прежние заработки в строительной компании позволили взять кредит и приобрести для семьи дом.
Но после разорения фирмы, ему долгое время приходилось перебиваться случайными заработками, что,увы, не позволило рассчитаться с долгами по кредиту. От собственного дома пришлось отказаться. Семья перебралась в съёмное жильё.
Правда семья Тёрнеров всё ещё пытается соответствовать привычному представлению о нормальной жизни и, несмотря на небольшие доходы, снимает квартиру в которой три комнаты. Пусть крохотные и несколько неопрятные, но у каждого из детей есть свое пространство. В общем, до работного дома дело не дошло, что радует.
На начало фильма в семье работает только мать - Эбби Тёрнер. Она сиделка или скорее социальный работник, поскольку в течении дня курсирует от одного немощного человека к другому. Оперативно передвигаться по городу ей помогает небольшая машина.
И вот Рикки Тёрнер находит работу по душе - устраивается в транспортную компанию развозить посылки. На горизонте забрезжило воплощение мечты в жизнь. Ведь, как кажется Рикки, на этой работе всё будет зависеть исключительно от его трудоспособности, а значит он сможет заработать на дом. Эти мысли он озвучивает жене, когда предлагает продать её машину, чтобы купить фургон для его труда. Опять же в кредит. Якобы фургон в собственности, а не в аренду выгоднее. Но пока кредит не выплачен, то собственность условная. Как и свобода. В транспортной компании свободы, о которой он так мечтал, нет совсем. А есть начальник - "держиморда" и тотальная слежка за передвижением и временем. Надо постоянно следовать по маршруту, вбитому в память планшета. Чтобы ни минуты лишней задержки. Чуть задержался- подгоняющий звонок.
Всё время, пока смотрела на экран, меня не оставляла мысль, что эта " свободная" работа напоминает мне труд на конвейере в фильме "Новые времена" с Чарли Чаплиным. Помните? Там тоже была потогонным система - начальник регулярно увеличивал скорость движения ленты.
Вот тут суть та же. Изматывающая работа с раннего утра до позднего вечера, когда не только поесть полноценно некогда, нет возможности нормально сходить в туалет.
Ну, а жена? А что жена.... Любящий муж не предложил оставить работу из-за продажи её машины. Не предложил заняться детьми. Он просто констатировал, что Эбби вполне может передвигаться по городу на общественном транспорте. Она так и делала, разъезжая от одной подопечной к другому.
Что тут сказать...
У нас тоже социальные работники чаще всего пользуются общественным транспортом и тоже занимаются этим не от хорошей жизни. Да, это так. И , увы, далеко не все обладают такой душой, как у Эбби. Она, конечно, меняет памперсы и соскребают со стен экскременты не из любви к профессии, но с жалостью, состраданием к пациентам.
В такой ситуации вполне понятно, что для воспитания детей ей не хватает ни сил, не времени. Ну, разве что поздним вечером, а днём только ц.у. по телефону. Дочь одиннадцати лет ещё адекватная, а сынуля- подросток совсем с катушек съехал. В школу не ходит, родителям грубит. Вечная история отцов и детей.
Хотя всё равно хочется поворчать: " Вот в наше время..." Но воздержусь, поскольку и в наше время были психологические проблемы в семьях. Они, правда, по разному проявлялись. И как во все времена, огромную роль играла среда обитания подростка.
Так вот, проблемы этого подростка заставили Рикки сойти с маршрута. В прямом и переносном смысле. Решая проблемы сына, он из безотказного, а значит особо ценимого начальством, сотрудника превратился в изгоя. Но мечта-то осталась. И Рикки изо всех сил пытается вернуться в прежний ритм, на прежний маршрут. Однако человек не робот, не машина... Ему требуется остановка, как впрочем и машине. Помните?
Постой, паровоз, не стучите, колеса.
Есть время взглянуть судьбе в глаза.
Пока еще не поздно нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза.
В данном случае на тормоза нажала судьба - на одном из адресов на него среди бела дня напали бандиты. Основательно изметелили, унизили, разбили планшет и украли посылки с телефонами. И от начальника никакой поддержки, понимания. Только унижение и санкции.
Казалось, вот он переломный момент. Герой поймёт, что что-то с его работой не то, что из-за неё всё катится в тартарары. Даже поведение детей об этом сигнализирует Поймёт, примет меры и жизнь их наладится. Но нет...
На другой день после избиения, Рикки на фирменном бланке транспортной компании, со слоганом "Извините, мы вас не застали", который он обычно заполнял и оставлял клиенту, в том случае, если того в заявленное время не было дома, пишет записку жене. Я уж подумала, что прощальную. В смысле, что он собрался уйти из жизни. Но нет. Он пишет, что едет на работу, выходит, так сказать, на маршрут. Но, похоже, это всё равно равноценно уходу. Его автомобиль мчится по автостраде, чудом уходя от столкновения, но чудеса ,увы, материя непостоянная.
И от этого остаётся ощущение безысходности.
Какой-то бег по лабиринту в поисках выхода. А есть ли выход из этой ситуации? И где он, там где вход? А где вход? На каком этапе началось всё меняться в жизни героев?
Знаете, одно время у меня перед глазами вставала щемящая сердце картинка из старого фильма, который видела ещё ребёнком. Там маленький голодный мальчик смотрит на скачущую по брусчатке монетку, надеясь её подобрать. Но монетка,подпрыгнув на булыжнике, залетает в щель решетки сливного колодца. В глазах ребёнка боль, а в моей душе жалость и ощущение безысходности. Вот после просмотра фильма было такое же.
А ещё.... Знаете, так странно было осознавать, что дело происходит в Британии. Мне казалось, что в стране давным-давно устоявшегося капитализма не должно быть таких отношений между сотрудником и работодателем. У них должно быть всё отлажено. Профсоюзы на страже интересов трудящихся и всё такое.... Ан нет. На поверку выходит просто " дикий запад".
В завершение хочу напомнить, что мировая премьера этого фильма состоялась 16 мая 2019 года на 72-м Каннском международном кинофестивале, где он участвовал в основной конкурсной программе. Потом было ряд наград за глубокое раскрытие социальной темы. Что ж... Вероятно людям, оторванным от реальной жизни, интересно посмотреть , как живут простые граждане их страны. Даже посочувствовать. Да, тема " маленького человека" раскрыта, но это не фильм Чаплина. Здесь в конце истории нет позитивного посыла.
Только фраза - "Извините, мы вас не застали". Как вежливое объяснение не оказанной помощи.
Так что, хорошенько подумайте, нужно ли вам смотреть этот фильм. Ну разве только, чтобы понять, что на земле есть люди, которым тяжелее, чем вам.
Подумать, прикинуть и понять, что вы ,похоже, счастливы.