Найти тему
AFTERSHOCK

Кризис 1960–1961 гг. как предвестник эпохи краха доллара и безудержного роста бюджетного дефицита

Автор - Леонид Гринин #

Продолжаю цикл постов об истории экономических кризисов. В этом материале рассказывается о сравнительно небольшом экономическом кризисе 1960–1961 гг. В Европе еще вовсю шел экономический подъем, связанный с послевоенным восстановлением. А в США уже начали звучать первые звоночки, которые сигнализировали о том, что внутренний импульс развития американской промышленности стал иссякать. Рост еще продолжался в 1960-е годы, уже труднее, а Вьетнамская война окончательно перевела экономика США в длительную рецессию 1970-х с одновременным финансовым и валютным кризисов на фоне политических протестов и скандалов. Данный кризис, таким образом, можно считать в своем роде рубежным, когда промышленной импульс стал затухать, что выражалось в замедлении роста производительности труда и снижении конкурентоспособности американской продукции. Но что особенно важно, это был предвестник краха доллара в 1970-х,а также постоянного роста бюджетного и торгового дефицитов США.

В Европе, благодаря эффекту экономического чуда, интеграции и ряду других факторов, период экономической активности продолжался с конца 1950-х до середины 1966 г. В частности, Ван дер Вее считает, что успех ЕЭС положил начало новому циклу роста и предотвратил угрозу развития рецессии в 1963 г. (Ван дер Вее 1994: 42). По моему мнению, бескризисному развитию, несомненно, способствовало также возникновение в 1960 г. конкурирующей с ЕЭС организации Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) куда вошел ряд стран: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария, а позже Финляндия и Исландия (Часть стран ЕАСТ позже вышла из этой организации и вошла в ЕЭС).

Поэтому кризис 1960–1961 гг. был в основном проблемой США, а также несколько отразился на связанных с ними Японии, где фантастические темпы роста несколько замедлились (с 15,5% в 1961 г. до 7,4% в 1962 г. [Попов 1978: 279], и Канаде [см.: Молочков 1983: 193–194]). В Великобритании также произошло снижение промышленного производства, однако годовой индекс не уменьшился (Рапош 1986: 150).

Тут очень интересно, что толчком для начала кризиса стали попытки правительства США сбалансировать бюджет. Сегодня на фоне нынешних триллионных дефицитов даже странно читать о том, как американские президенты беспокоились о балансе бюджета. Также ниже описано, как они пытались сохранить стабильный доллар. Но, как выше сказано, перелом уже произошёл, и сохранить надолго стабильность финансовой системы не удалось.

Итак, в США для того, чтобы стабилизировать цены и достичь бюджетного равновесия (поскольку администрация Эйзенхауэра придавала этому первостепенное значение), были приняты соответствующие меры. В результате американскому правительству удалось создать даже в 1960 г. профицит бюджета. Но эти меры привели одновременно к сокращению внутреннего спроса на 15 млрд долларов. В такой ситуации имело бы смысл использовать политику дешевых денег и кредитной экспансии, чтобы увеличить инвестиции и уменьшить сокращение спроса (сегодня мы видим, что и это далеко не панацея, а своего рода наркотик, который можно принимать только очень дозированно. Но наркоман не способен себя ограничивать). В общем произошло нечто прямо противоположное ожиданиям. Именно в этот период проводилась политика высоких процентных ставок, чтобы поддержать обменный курс доллара на мировых рынках, где усилилось давление на американскую валюту. Как раз с конца 1950-х гг., когда роль доллара как мировой резервной валюты еще более возросла, США впервые серьезно столкнулись с проблемой дефицита платежного баланса. Между тем мировое финансовое сообщество было убеждено, что поддерживать доверие к доллару необходимо любой ценой. Фактически правительство США в течение целого десятилетия вынуждено было заботиться о поддержке международных позиций доллара, что усугубило проблемы внутренней экономики. Тут тоже интересно посмотреть на процесс, довольно трудный поначалу для США отказа от твёрдого доллара. Но а дальше, как известно все пошло намного легче, пока через какое-​то время (думаю, мы доживем до этого момента) не обозначится крах доллара.

Вследствие указанной выше жесткой монетарной экономической политики и необходимости поддерживать позиции доллара возник разрыв между промышленным потенциалом США и реальными объемами производства, и страна вошла в новую рецессию 1960–1961 гг. (см.: Ван дер Вее 1994: 44–45). Месячный индекс промышленного производства сократился более чем на 7%, капиталовложения уменьшились на 6%. Количество безработных увеличилось с 3,9 млн человек в 1960 г. до 4,8 млн человек в 1961 г. (Рапош 1986: 150). Депрессия сменилась кратковременным оживлением, которое, однако, прекратилось ко второй половине 1962 г. Депрессия фактически продолжалась до весны 1963 г., когда начался экономический подъем. Помимо обычных циклических факторов сказывалось и то, что на смену Эйзенхауэру пришел президент Джон Кеннеди с политикой «новых рубежей», и стала меняться экономическая политика, все более опирающаяся кейнсианские принципы.

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).