Найти тему
Канал Artmuseum

Между двумя справочниками.

Во втором издании биобиблиографического справочника «Художники Чувашии» стало не только на 69 персоналий больше, но и на 21 меньше. Кто же выпал из обширного перечня?

Во-первых, исчезает имя Петра Гавриловича Кипарисова, который, хоть и творил всегда с Чувашией в сердце, все же жил и работал в Ленинграде.

Мы привыкли видеть Петра Гавриловича почтенным мужем, а на этом портрете ему всего 40 лет.
Мы привыкли видеть Петра Гавриловича почтенным мужем, а на этом портрете ему всего 40 лет.

Затем исчезают имена художников, которые приехали в Чувашию преподавать на открывшемся в 1961 году художественно-графическом факультете, а в конце 70-х, по разным причинам, вернулись к себе на родину. Среди них, например, Владимир Петрович Авраменко, график, выпускник «Репинки», проработавший на ХГФ больше 15 лет. Он сотрудничал с Чувашским книжным издательством и здесь создал многие значимые свои работы. А в 1979 году вернулся на Украину и стоял у истоков художественно-графического факультета Криворожского государственного педагогического института.

В.П. Авраменко. Автопортрет.
В.П. Авраменко. Автопортрет.

Вместе с ним уехал и Степан Степанович Головатый (он тоже работал в институте 15 лет и иллюстрировал чувашские книги).

Скульптор из Ленинграда Изабелла Боруховна Слободова (автор одного из лучших портретов Моисея Спиридоновича) прожила в Чувашии всего пять лет, с 1964 по 1969, и тоже во второе издание не попала. Ее руками, кстати, созданы композиции памяти павшим воинам, установленные в нескольких районах республики.

Вернулась на родину, в Саратов, и замечательная художница по тканям и живописец Ольга Евгеньевна Бабенкова. Она больше 10 лет проработала на ХБК и создала здесь не только рисунки для тканей, но и яркие декоративные натюрморты, лирические пейзажи, необычные графические композиции – некоторые из них хранятся в фондах ЧГХМ. В Саратове она работала на обойной фабрике - придумывала узоры для обоев. Продолжала писать и поражать зрителей оптимизмом своих чистых красок даже в 80 лет!

Алевтина Андреевна Елсукова училась в Чебоксарском художественном училище, начинала «с нуля» историю набивного текстиля в нашем регионе - ее сатины прославили Чебоксары не только в России, но и по всему миру, включая США и Австралию, где экспонировались на крупных выставках. А в 1975 году она как мастер высочайшего уровня, способный поднять новое производство, была направлена в Ровно на фабрику нетканых материалов и тоже перестала быть «нашей», хотя всю жизнь мечтала вернуться в Чувашию.

Василий Алексеевич Баталов, тончайший художник-акварелист, которого где только не носила судьба, попал в Чувашию на склоне лет – вышел на пенсию и переехал к сыну в Чебоксары. Здесь он часто писал городские пейзажи, старые уголки и новые районы. Много путешествовал на теплоходах и изображал Волгу во всем ее течении. И хотя прожил в республике почти 20 лет, так «своим» и не стал, в отличие от Приморья, где прожил гораздо меньше (там его именем очень гордятся).

На этом временно прервемся, а в продолжении разбора поговорим об авторах, которые родились в Чувашии и никуда не уезжали, но тоже пропали «с радаров» искусствоведения..