Европейской промышленности нужны редкоземельные металлы, и везти их приходится через всю Россию
Недавно стало известно, что в 2022 году Европейский Союз значительно увеличит импорт редкоземельных металлов из Китая через Россию.
"Удивительно, что, несмотря на все санкции, эта цепочка поставок все еще работает. Это подчеркивает важность этих редкоземельных металлов и показывает, насколько мы зависим от них", - цитирует Bloomberg основателя Norge Mining Майкла Вурмсера.
Эти металлы используются в военной и химической промышленности, электронике, микрочипах и других отраслях. Учитывая нынешний геополитический климат и враждебность Европы, эта новость выглядит весьма необычно.
По всей видимости, Российские железные дороги перевозят важнейшие компоненты, которые используются в европейской оборонной промышленности. Например, лантан необходим для производства бронебойных боеприпасов, а вольфрам - для производства противотанкового оружия.
С точки зрения Европы, этот маршрут, конечно, не единственный вариант, но он обладает наибольшей пропускной способностью. Например, перевозка грузов по железной дороге из Уханя в Китае в Дуйсбург в Германии занимает 16 дней, что значительно быстрее, чем доставка из Азии в Северную Европу, которая занимает около месяца.
По морю, доставка товаров по аналогичному маршруту занимает в два раза больше времени.
Альтернативные средний и южный коридоры имеют ограниченную пропускную способность, еще не полностью развиты и не могут компенсировать потери от северного маршрута. Как отметил представитель ЕС, это может стать проблемой в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но не должно вызывать беспокойства прямо сейчас, поскольку большинство наиболее важных товаров не подпадают под санкции.
Тем не менее, большинство редкоземельных металлов, от которых зависит 90% ВВП Европы, в основном поставляются из Китая, а некоторые из них практически не имеют альтернатив.
Например, Китай контролирует 83% мирового производства вольфрама.
Поэтому неудивительно, что Европа продолжает использовать транспортный коридор через Россию, несмотря на потенциальные проблемы. С другой стороны, не очень понятно, почему Россия способствует увеличению транзита металлов в ЕС, тем самым усиливая своего противника.
Однако даже если предположить, что существуют непреодолимые причины для продолжения транзита через Россию, по крайней мере, мы могли бы увеличить транспортные расходы ЕС.
Как уже говорилось, альтернативный маршрут, если он существует, очень невыгоден. Поэтому у нас есть пространство для маневра.
Далее, весной 2022 года Россия столкнулась с серьезной проблемой поставок лития из Аргентины и Чили. Это произошло под давлением Запада, а литий имеет стратегическое значение для России, поскольку используется в производстве гражданской и оборонной продукции.
Хотя проблема уже решена, на момент угрозы существовал значительный риск. У России также есть проекты по производству собственного лития, но это не самое главное.
Можно рассмотреть альтернативных поставщиков лития, например, Китай, который экспортирует этот металл в ЕС. В то же время Европа не добывает литий и полностью зависит от внешних поставок.
В свете этого возникает вопрос, почему бы России не отреагировать аналогичным образом и не предотвратить эти поставки. В целом, вопросов больше, чем ответов.
По словам Рафаэля Лосса, военного и торгового аналитика Европейского совета по международным отношениям, это не первый случай, когда противники крадут друг у друга цепочки поставок.
Во время Второй мировой войны Япония использовала американский металлолом для своего флота. А во время холодной войны советские поставки металла помогали пополнять западное оружие, направленное против Москвы.
"Изменилось то, что, по сравнению с эпохой холодной войны, экономические инструменты принуждения стали более важными в управлении конкуренцией,
- говорит Лосс.
- Они не всегда дают желаемый эффект, но они определенно могут нарушить цепочки поставок".
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...