Сегодняшнее путешествие будет несколько нетипичным. Это не поездка ни за границу, ни по России, ни в санаторий, это не лесной поход.
Мы все в том же городе, в котором живем всю жизнь — в Москве.
Нас ждет путешествие по одной из старейших кинокомпаний страны, где родилось более 2500 полнометражных фильмов.
Когда переступаешь порог киноконцерна, на два часа переносишься в параллельный мир со своими законами, правилами, идеями.
Итак, мы на…
Сегодня покажу вам декорации, в которых снимают фильмы
Как я уже упомянула, каждый год операторы запечатлевают множество кинокартин — здесь настоящий конвейер (в лучшем смысле). Для многих фильмов нужны декорации, порой несколько. В них вкладывают деньги, строят по три месяца.
А теперь представьте, что будет, если после каждого фильма оставлять декорации. «Мосфильм» переквалифицируется из гиганта по производству кинокартин в музей помасштабнее Эрмитажа.
Какой тогда выход? После съемок декорации утилизируются. Как бы это ни было печально и как бы ни было жалко прощаться с трудом мастеров. «Мосфильм» сотрудничает с предприятием по переработке такой продукции, поэтому получается экологично.
Однако на «Мосфильме» есть павильон (14-й), в котором одна и та же декорация живет на постоянной основе — с 2010 года. Это «Церковь».
Местная церковь — собирательный образ церквей разных эпох.
Иконы можете менять — все зависит от вашей задумки. Один режиссер просит одни иконы, другой — заказывает другие
Священные изображения для кинокартин делают так: на принтере печатают рисунок, а потом наклеивают его на деревянную основу. Для этого на «Мосфильме» трудятся специально обученные мастера.
Конечно, в реальности невооруженным глазом видно, что все фальшиво. Но в фильмах церковь как настоящая — спасибо магии кинообработки.
Поверить, насколько хорошо декорации выполняют свою работу, можете в телесериале «Станица» или в ленте «Куприн».
Что из свеженького. Ныне очень популярный певец, про которого слышали уже, пожалуй, все — Shaman — выпустил клип «Исповедь». Съемки проходили в декабре. В частности, в этой самой церкви.
В клипе Ярослав Дронов (несценическое имя) поет про его диалог с Богом и делится тем, что накопилось на душе. Поэтому неудивительно, что в начале и в конце ролика появляется церковь.
Узнаваемый интерьер, зажженные свечи, батюшка.
Именно там Shaman срезал свои знаменитые дреды:
Костюмы, сшитые специально для съемок «Бориса Годунова». Напомню, фильм снимали в 1986 году, поэтому, как сами понимаете, наряды здесь и сейчас просто как часть экспозиции для экскурсантов.
Перейдем в другой павильон. Там сохранилось несколько декораций — их не стали выбрасывать, а поместили в своеобразный музей, чтобы на экскурсиях наглядно показывать, а не объяснять на пальцах.
Декорация к фильму-сказке «Андерсен. Жизнь без любви», которая переносит нас в датский городок Оденс.
Там же стоит фонтан желаний:
Декорация конюшни.
Хрюшка сделана из папье-маше, как и лошадка. Иногда такое зверье, слепленное из бумаги и клея, выдают на экранах за живых.
Разумеется, тут есть нюансы. Животные из папье-маше не светятся на экранах дольше трех секунд. Они появляются в сценах, где, по задумке, не должны двигаться. Кроме того, в таком случае отказываемся от переднего плана.
Не перепутайте: если поросенок бежит по двору, он живой на 100%; если где-то вдалеке в кустах видите лошадь, которая не машет хвостом, вероятно, она из папье-маше.
Не все декорации строят в павильонах. Иногда актерам приходится померзнуть, как сейчас — зима, минусовая температура, снежок.
Давайте выйдем на улицу за порциями свежего воздуха, минут так на 15…
Мы оказались в целом бутафорском городе! В городе, в котором есть все необходимое для той или иной эпохи (в зависимости от того, что снимаете) — магазины, аптеки, парикмахерские, даже бильярдные.
Только если зайдете в них, попадете в пустую комнату: город сконструирован для экстерьера, создавать уют в помещении декораторы будут в другом месте.
Все дома сделаны из фанеры. Украшения на них — пенопласт, обмазанный гипсом.
Посмотрите под ноги. Видите асфальт? Нет? Все верно, потому что мы идем по дороге, вымощенной брусчаткой. Возможно, летом с непривычки придется поломать ноги, но вы же понимаете — все ради той самой атмосферы.
Сейчас, к счастью, брусчатка засыпана снегом, но местами, в проталинах, вы все же увидите камни.
Один гектар вымышленного города N. Поменяйте вывески — и вы совершите путешествие из одной страны в другую.
Надпись на французском — вы во Франции, надпись на немецком — прогуливаетесь по городу в Германии, надпись на русском — здесь вы идете по Петербургу, а там закуточек отведен Москве.
Отмечу, что питерская улица на «Мосфильме» — собирательная. Можете обойти Северную столицу вдоль и поперек, и не по одному разу, но точно такую же не найдете. Она вобрала в себя лучшие черты улиц Некрасова и Рубинштейна, Думской улицы, а может и Садовой.
Приглядитесь, ни на одной двери нет… ручек! Как тогда зайти в помещение? Конечно, можно сказать, что они не нужны: я ведь только написала — за каждой дверью пустота. Ну так и зачем туда вообще суваться, возможно, спросите вы.
Однако дело не в этом. Ручки не столь банальная вещь, как может показаться на первый взгляд. Вы замечали, что некоторые туристы, вернувшись из путешествий, выкладывают в своих блогах/ аккаунтах в соцсетях подборки а-ля «Самые необычные дверные ручки в…»? Порой действительно поражаешься воображению дизайнеров.
Мастера «Мосфильма» тоже изготавливают ручки, чтобы достоверно передать эпоху/ страну/ город. Детали важны.
Главное — аутентичность
За раз все описать невозможно. Все-таки «Мосфильм» раскинулся на 34,5 гектара (это больше площади Кремля!).
У меня еще припасены истории про реквизит, автомобильную коллекцию и шедевры гримеров.
Продолжение следует…
А пока ловите прошлые статьи, вдруг, не все прочитали: