Трансфер - это все виды транспорта, которые могут быть использованы для того, чтобы добраться до точки отправления в поход (старт) и по возвращению в эту же точку или в новую точку выхода из похода уехать обратно. Туристическая заброска - трансфер к старту похода, выброска - трансфер от финиша похода.
Начну с самых простых вариантов, закончу моей подготовкой к одиночному пешему походу по Алтаю в предгорьях Белухи.
Самый простой вариант заброски и выброски, если совпадает старт и финиш - доехать на своей машине или найти друга, коллегу с машиной и договориться вместе поехать. Когда я организовывала танго-поход (усьвинский танго-поход в мае) для своей танго-школы, среди участников нашлись водители с машинами и мы в количестве 20 человек желающих равномерно по ним распределились.
Если у собравшейся группы друзей, коллег такой возможности нет, тогда на всех легко заказать общую заброску - микроавтобус. С помощью Гугла легко заказать заброску и выброску куда вам нужно. В пересчёте на одного человека это всегда выходит немного по бюджету, может чуть больше бензина в варианте на машинах. В этом случае посмотрите заранее карту, чтобы знать до какой населёнки или точки начала тропы до вашей цели (это иногда не совпадает с населёнкой) вас нужно везти. Как правило, перевозчики, особенно частные туристовозы, понимают куда им ехать и какая там дорога, подъезды, туристические стоянки, разворотные площадки, но бывают исключения. Поэтому на всякий случай ещё лучше всегда почитать в гугле в каком состоянии грунтовые дороги, чтобы случайно не заказать какой-нибудь микроавтобус Мерседес туда, где проедет только полнопривод с посадкой повыше. Если полнопривод от вашего города обходится накладно, можно организовать пересадку из микроавтобуса в полнопривод (буханка, паз, газ и т.п.) из местных посёлков. В каждом посёлке в относительной близости от места назначения есть такие водители, зарабатывающие перевозкой туристов (гугл хелпс). При необходимости такой пересадки бывает возможность доехать до пункта пересадки на прямом рейсовом автобусе/электричке/поезде.
Заказанная заранее заброска (микроавтобус) особенно актуальна на любых сплавах, когда старт и финиш точно не совпадают. Если ехать на сплав на своей машине одному или в компании, нужно будет заказать предварительно любую заброску или такси, которое отвезёт вас с места окончания сплава к машине или с места предполагаемого финиша забросит на старт. Также для сплавов без своей машины частенько можно подобрать маршрут между населёнками, куда ходят прямые автобусы или электрички. Но расстояние до реки приходится идти пешком со всем сплавным грузом, который весит довольно много, особенно катамараны. Даже пара километров становятся вечностью. Для сплавов лучше всего искать варианты заброски/выброски сразу до реки или от неё.
Для заказа выброски вы заранее обговариваете сроки и время для возвращения водителя, вернуться к этим срокам в собранном виде и ваша обязанность тоже. При дальних забросках или ближних забросках с одной ночёвкой туристической группы, водитель, как правило, не уезжает в город, он берёт оплату за каждый день простоя. Это всегда выгодней для туристов по цене и можно оставить ненужные вещи в салоне.
При заказе трансфера через компанию-перевозчика по договору, оплачивается вся сумма сразу. При заказе трансфера у частников, оплата выброски происходит непосредственно перед выброской на случай форс-мажоров, заброски - как договоритесь.
Если вы едете маленькой компанией до 4 человек без своей машины, ищите варианты заброски на рейсовых автобусах, электричках, поездах, а дальше заказывайте такси или местных водителей.
Если вы едете без своей машины парой или, как я, одна/один, в дополнение к предыдущему варианту, дополнительным инструментом становится автостоп (ловить попутку на трассе/дороге). Автостоп - это безоплатный способ перемещения. Но с каждой остановившейся машиной это важно проговаривать в обязательном порядке перед тем, как в неё сесть. Либо вы предупреждаете, что едете автостопом без оплаты, либо спрашиваете сколько будет стоить дорога, если вам так проще.
Опять же в поисковике всегда много статей, отчётов и описаний на тему "как добраться до... ", поэтому сложностей не должно возникнуть. Если вам нужны конкретные сроки (успеть на обратный поезд, на работу и прочие события), все варианты по трансферу, их бронь и контакты для связи должны быть готовы заранее и должно быть заложено время на дорогу с запасом, особенно если часть её проходит по грунтовым дорогам разного качества, через мосты, переезды, въезды в города с регулярными насыщенными пробками до нескольких часов ожидания, через границы государств. Учитывайте остановки на обеды, магазины, доп. достопримечательности на трассе. Один только обед - это час.
Мой пример с заброской/выброской на Алтай один из самых сложных, потому что я еду во-первых одна, во-вторых не знаю на данный момент сколько у меня получится обеспечить себе уровень "комфорт" (такси, автобусы и т.п.). Рассказываю:
Мне нужно добраться до посёлка Тюнгур, после него пешком до пос. Кучерла 4 км, откуда начинаются все пешие маршруты, включая мой (описан в статье подготовки маршрута). Заброска и выброска у меня будут многосоставные. Чтобы подъехать максимально близко к Тюнгуру я посмотрела железнодорожную ветку. Ближайший железнодорожный пункт, в который можно доехать на поезде из Перми - это Барнаул. Поезд ходит через день с понедельника по воскресенье. Обратно также. Очень удобное время прибытия в Барнаул и отправления обратно. Нет ночных посадок-высадок, поэтому и сон будет цельным, и на такси закладывать затраты не обязательно, по городу можно будет пользоваться общественным транспортом.
От Барнаула до Тюнгура 593 км на гугл-картах. Трасса проходит через г. Бийск, после чего расходится на две ветки - одна по Чуйскому тракту через г. Горно-Алтайск, другая через регулярные мелкие населёнки.
По тем же картам видно, что автовокзал в Барнауле находится там же, где и ж/д станция. Электрички могут идти только до Бийска с неудобным расписанием (смотрю на сайте Яндекс-расписания), поэтому изучаю автобусы. Автобусов много до Бийска и Горно-Алтайска. С пересадкой через Горно-Алтайск можно доехать прямо до Тюнгура.
Последний вариант мне пока не нравится из-за невероятно долгого времени на пересадку и времени в пути от Горно-Алтайска, и пока не понятны цены, от 1900 до 3000 руб. разные варианты одинаковых автобусов. Просто буду пока знать про эту возможность.
Предварительно выбираю автобус до Бийска. По карте Бийск - маленький город, что очень удобно для того, чтобы добраться на трассу к выезду из него. От Бийска нужно выбрать ветку дороги, где я хочу ехать. Судя по рельефу карты ветка через мелкие регулярные населёнки даже более живописна, чем Чуйский тракт и она вроде как асфальтная (надо поискать её описание). Машины по ней точно ездят, потому что есть населённые пункты, поэтому от Бийска я поеду оставшийся километраж - 434 км - автостопом. Если будут варианты на бла-бла-каре, то возможно воспользуюсь ими. Для меня это один из вариантов по бронированию заброски в попутных машинах за деньги, но не очень надёжный и функциональный, всё зависит от случая.
Ближе ко времени похода станет ясно, как именно я поеду от Бийска и на чём. Главное, что я знаю сейчас, сколько мне нужно заложить на это времени - от Перми до Тюнгура три полных дня, на четвёртый начинается поход.
Обратный поезд едет в обед (14:00) из Барнаула и прибывает в Пермь на следующий день вечером полвосьмого, мне нужен полный предыдущий день, чтобы добраться до Барнуала и заночевать в хостеле перед поездом. С утра купить себе что-нибудь в поезд поесть. То есть также три дня с максимально ранним выездом из Тюнгура. Пока я планирую выйти с похода, заночевав в Кучерле, следующий день посвятить днёвке с переходом 4 км на заключительную ночёвку в Тюнгур в палатке или на базе, если будет место, и где будет ближе к выезду, чтобы встать и поехать максимально рано. А также мне нужно будет во время днёвки поискать способ как выехать из Тюнгура рано утром на автобусе или каком-либо другом попутном транспорте. В итоге выброска обратно у меня займёт также три полных дня. На второй день перед поездом у меня даже будет почти полдня в запасе, если я застряну на трассе в варианте автостопа. Но на обратный путь я постараюсь по возможности заранее забронировать и купить все билеты из Тюнгура, чтобы ехать в Барнаул спокойно и уверенно.
Есть нюанс - если ходовых дней у меня будет всё-таки 15 вместо 14, и будет днёвка в посёлке перед выброской, мой план не совпадает с графиком поезда, который уходит через день, а не ежедневно. Мне не нравится что-либо ужимать и вычитать из своего похода, это создаёт автоматически напряг, я пожалуй лучше спокойно высплюсь перед отъездом и растяну путь до Барнаула на 2 дня вместо одного. Тогда можно будет поехать точно автостопом, не торопясь, по ветке Чуйского тракта, зависнуть на каких-нибудь достопримечательностях по пути, заночевать на Катуни. Значит 4 полных дня на выброску.
Итого получилось в соответствии с Организацией маршрута в самостоятельном походе ходовых дней 15, одна днёвка в посёлке на выходе с маршрута, заброска вперёд 3 дня, выброска обратно 4 дня. Всего 23 дня путешествия. Мне нравится.
Останется выбрать даты ближе к походу, когда станут открыты продажи билетов на поезд. Билеты на поезд нужно будет точно купить заранее, а всё остальное - по факту, можно только попробовать максимально забронировать все необходимые автобусы и получше поискать контакты перевозчиков, самостоятельно набирающих группу туристов для заброски/выброски. Такие точно должны быть в Горно-Алтайске. А пока можно заняться подготовкой и написанием других разделов моей заглавной статьи Как организовать самостоятельный поход.
Ещё прямо сейчас уже нужно начинать бегать. Бег - одна из важных составляющих в подготовке похода. Минимум за три месяца до многодневного пешего или горного похода нужно начать бегать не меньше 2 раз в неделю по 5-6 км. Иначе весь поход превратится в невыносимое страдание, не исключено что вылезут неожиданные болезни или сбои в работе организма. Такие сбои приводили в том числе и к летальным исходам.
Для себя я нашла беговую дорожку в тренажёрном зале через дом от себя на зимний период (не люблю бегать зимой на улице), в демисезонно-летний период езжу на велосипеде или автобусе до центрального городского леса, где есть беговые размеченные тропы по разным траекториям и километражу. Иногда я поднимаюсь несколько раз подряд в своём 14-этажном доме на последний этаж по лестнице через ступеньку. Но это не обязательно. Бег - обязателен.
До связи в следующих разделах по подготовке самостоятельного похода.