Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

В эпоху гиперзвука США продолжают строить уязвимые к нему авианосцы

Суперавианосец USS John F Kennedy — первая новая разработка США за 40 лет, но линкор все еще сильно отстает от гиперзвуковых времен. США продолжают строить суперавианосцы в то время, когда их стратегическая и сдерживающая ценность с появлением гиперзвукового оружия вызывает серьезные сомнения.

В этом месяце оборонное издание Janes сообщило, что суперавианосец класса Gerald Ford John F Kennedy (CVN 79) должен приступить к испытаниям боевой системы в первом квартале этого года, а постановка на вооружение ожидается в 2024 году. По словам Кристофера Кастнера, президента, главного исполнительного директора и директора компании Huntington Ingalls Industries (HII), отвечающей за строительство корабля, «CVN 79 Kennedy успешно проходит программу испытаний».

Кастнер также сказал, что «распределенные системы корабля, такие как пожарная магистраль, питьевая вода, кондиционирование воздуха и вентиляция, оживают». «Катапультная система EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System), которую мы начали тестировать в 2022 году, работает, как и планировалось, в рамках ее программы испытаний, и мы ожидаем, что в конце этого квартала она войдет в программу испытаний боевых систем», — подчеркнул Кастнер.

Согласно отчету Исследовательской службы Конгресса США (CRS) за декабрь 2022 года, Gerald Ford является преемником суперавианосцев класса Nimitz. В отчете CRS говорится, что корабль класса «Джеральд Форд» использует корпус Nimitz, но включает в себя несколько улучшений, позволяющих совершать больше вылетов в день, обеспечивать больше электроэнергии для бортовых систем и включать более высокую степень автоматизации, которая позволяет управлять кораблем только нескольким сотням моряков, что намного меньше, чем у его предшественника класса Nimitz

Naval Technology отмечает, что класс Джеральда Форда является первым суперавианосцем новой конструкции в США за 40 лет, он способен нести 90 боевых самолетов и имеет скорость 160 боевых вылетов в день, которая может быть увеличена до 220 в непредвиденных обстоятельствах. Это также первый авианосец в США, оснащенный EMALS вместо традиционных паровых катапульт. EMALS бережнее относится к планеру, потенциально сокращает время обслуживания и простоя и позволяет запускать более тяжелые самолеты с большим количеством оружия или запасов топлива.

USS Nimitz являлся представителем жесткой военной мощи, которая теперь уязвима для гиперзвуковых ракет. Тем не менее актуальность авианосцев в наши дни яростно обсуждается во многих военно-морских кругах, сторонники и критики авианосцев выступают за или против их актуальности.

В статье, опубликованной в январе 2023 года, Роберт Фарли говорит, что авианосцы остаются полезными, поскольку они представляют собой мобильные авиабазы, которые могут действовать за пределами пузырей зоны предотвращения доступа/запрета (A2/AD) и более живучи, чем статичные наземные авиабазы. Фарли также отмечает, что авианосцы, по-прежнему, являются символами статуса великой державы, а ведущие морские державы, такие как Франция, Индия, Япония, Россия, Великобритания и США, используют эти сложные с технической точки зрения военные корабли в качестве символов престижа. Он отмечает, что высокая заметность авианосцев делает их идеальными для демонстрации флагманских миссий и демонстрации возможностей проецирования силы. Это видно по проецированию сил США в глобальном масштабе, развертыванию авианосных групп Китая у самых южных островов Японии и развертыванию Россией своего авианосца «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии для поддержки своего вмешательства там.

Тем не менее, критики утверждают, что авианосец является устаревшим пережитком, который стал неактуальным из-за технического прогресса, но, тем не менее, все еще строится и эксплуатируется по политическим причинам и соображениям престижа. В апрельской статье 2022 года для Bloomberg Джеймс Ставридис написал, что потеря российского крейсера «Москва» в том же месяце из-за украинских противокорабельных ракет продемонстрировала уязвимость надводных кораблей, включая авианосцы, для недорогих, но технологически продвинутых ракет. Таким образом, затопление «Москвы» могло подтвердить подход Китая к противодействию военно-морскому превосходству США в Тихом океане.

В статье, опубликованной в мае 2022 года для Vanity Fair, Марк Вортман отмечает, что китайские военно-морские планировщики стремятся использовать уязвимость авианосцев США, полагаясь на «прокол» военно-морской мощи США с помощью упреждающих ударов по их авианосцам современными противокорабельными ракетами. В связи с этим в мае 2022 года Asia Times сообщала, что Китай отрабатывает способы поражения кораблей и объектов США гиперзвуковыми ракетами, а спутниковые снимки показывают ложные цели в пустыне Такла-Макан в Синьцзяне, имитирующие авианосцы, эсминцы и военно-морские базы США с ударными воронками от того, что предположительно могло представлять собой ракетные удары.

Эти технологические разработки могут вытеснить авианосец с его роли крупных кораблей современных военно-морских сил, что приведет к фундаментальным изменениям в военно-морской доктрине. В статье для The National Interest за январь 2022 года Джеймс Холмс утверждает, что технологические разработки, такие как гиперзвуковые ракеты, делают авианосцы бесполезными в качестве крупных кораблей, а также поднимают вопросы об их широкой стратегической ценности по отношению к почти равным противникам. Холмс также утверждает, что если авианосцы, в конечном итоге, будут выполнять ограниченные функции и будут восприниматься как слишком ценные, чтобы рисковать ими в конфликтной ситуации, оборонные планировщики и политики могут начать сомневаться в целесообразности финансирования этих многомиллиардных военных кораблей. Он считает, что основная концепция авианосца сохранится, но в другой форме, чем суперавианосцы.

В том же духе Asia Times сообщила в декабре 2022 года, что, возможно, отходя от сосредоточения своей военно-морской стратегии на суперавианосцах, США рассматривают возможность создания большего количества «молниеносных авианосцев», которые являются относительно небольшими авианосцами, способными нести 20 боевых самолетов, более легкую нагрузку, чем вместимость суперавианосца на 50 и более самолетов. Демонстрация концепции авианосца Lightning показывает, что Tripoli и другие десантные корабли способны при необходимости работать в качестве специальных ударных платформ с неподвижным крылом, способных доставлять самолеты пятого поколения с укороченным взлетом и вертикальной посадкой туда, где они требуются.

Сторонники концепции легких авианосцев рекламируют их меньшую стоимость, что позволяет строить больше корпусов и больше рассеивать морскую авиацию для повышения живучести. Сторонники также подчеркивают универсальность этого типа во многих оперативных сценариях, от загоризонтных морских десантов до непосредственной авиационной поддержки и противовоздушной обороны флота.

Тем не менее, критики концепции молниеносных авианосцев говорят, что они имеют маргинальную ценность по сравнению с наземными платформами A2/AD, что они так же уязвимы для гиперзвуковых ракет, как и суперавианосцы, и страдают от дилеммы нападение-оборона, так как выделяют больше своего ограниченного пространства. Выделение ими крыла самолетов для нападения означает меньше самолетов для самообороны и наоборот.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА