Теперь, кажется, принято писать IMMTHO (in my more than humble opinion). Будь я президентом России, я бы отменил идиотские дисклеймеры по поводу иноагентов и вместо этого всем без исключения СМИ и блогерам предписал ставить эту аббревиатуру в начале всех текстов 18-м шрифтом. Уверен, результат был бы фантастический.
Ну так вот. Я слишком мало образован и слаб эмоционально для того, чтобы ввязываться в текущие сейчас в ФБ дискуссии. Зато как человек практический я решил составить список IMMTHO бесполезных дискуссий/занятий и полезных дискуссий/занятий как для тех владельцев российского паспорта, кто уехал, так и для тех, кто остался по необходимости, и даже для тех, кто остался с радостью, потому что «наконец-то всё будет хорошо».
Общий для всех список бесполезных (и даже вредных) дел:
(1) Вести дискуссию о стихотворении Бродского по поводу Украины; менять свое отношение к Бродскому из-за этого стихотворения; стремиться поменять чужое отношение к Бродскому из-за этого стихотворения и по любому другому поводу. Поэты на то и поэты чтобы через них говорили дискурс и муза. Бродский – призма, зеркало высочайшего качества, и неча на него пенять – впрочем «не пенять» тоже неча, оставьте Осю в покое;
(2) Вести любую дискуссию, в теме которой есть слово «имперскость». Дело даже не в том, что это слово в устах участников ничего не означает кроме «ты плохой» (ну, кому как), даже не в том, что путем многочасовых анализов крови российского дискурса вы в лучшем случае дистиллируете свойства, отлично известные по более или менее всем другим народам (не верите – спросите у украинцев, не татарский ли Крым), даже не в том, что всё то же самое можно отнести к например «империи Европейского Союза» и обвинять в имперскости – всё равно что обвинять в половом влечении: изнасилование от любви отличается не причиной, а методами. Дело в том, что дискуссия эта ничего не изменит, потому что … нет, не буду объяснять, почему, если еще не понятно.
(3) Обсуждать Кучеру, вообще упоминать его фамилию. Дудь молодец, он знает как себя маркетировать. Кучера – микрогерострат, интеллектуальный привязыватель консервных банок кошке к хвосту, чтобы громко, и чтобы вся школа знала. Но вы то зачем за кошкой бегаете уже две недели?
(4) Обсуждать «как правильно относиться к России и войне». В мире нет единой морально-этической системы и только религиозные фанатики полагают что есть одна верная. Нет ни одной верной, есть та, которой вы придерживаетесь. Люди типа Соловьева (сюрприз) придерживаются той же системы, что и я (и надеюсь вы) – в которой действия Кремля расцениваются как страшные преступления. Просто они готовы быть аморальными за место под солнцем. Но – огромное множество людей (особенно в России) придерживается других морально-этических систем. Очень распространена слегка архаичная система (или как они сказали бы – «традиционная») в которой «родина» это географический идол, его мощь, познаваемая через борьбу с другими идолами, стоит качества жизни его обитателей, а его размеры важнее, чем сами эти жизни, и конечно жизни подданных других идолов вообще не имеют значения. Обсуждать с этими людьми «что правильно», это как католику спорить с зороастрийцем. Подождите, вы правда думаете, что верить в воскресение после распятия, чудесную силу обрывков средневекового женского пояса, необходимость не есть мясо с сыром для спасения души или благотворность обвязывания веток тряпочкой нормально, а в то, что написано выше – нет? Поборниками приведенной моральной парадигмы были, еще 100 лет назад почти все, а 200 лет назад – все, кроме горстки философов. «Наша» современная парадигма «нет ничего ценнее человеческой жизни, ее качество важнее принадлежности, все люди разные, но равные, наш дом – Земля» выросла из современных экономических условий, в которых концентрация таланта определяет уровень возможностей, а ресурсами выгоднее торговать чем ими владеть. Отступите назад 100 лет, и ситуация будет ровно обратной – hence the paradigm. Ну да, многие российские граждане подзадержались и выпадают из логики момента.
Но спорить с ними на эту тему бесполезно, мораль не меняется в процессе дискуссии. Их мораль изменят поколенческие сдвиги на базе изменения экономических отношений. Долго ждать? Ну да. А что, у вас есть другие варианты?
(5) Прогнозировать окончание войны. Окончание войны произойдет (всё кончается когда-нибудь) из-за факторов, которых еще нет «на столе». Их можно выдумывать, но они будут выдуманными, как и сам прогноз – будет пустышкой. Нельзя даже сказать очевидное – что Россия не может проиграть войну потому что на ее международно признанную территорию никто не осмелится вторгнуться: последнее скорее всего совершенно верно, но СССР проиграл войну в Афганистане, да и вообще Западу СССР проиграл вчистую даже без войны – развалился и впал в состояние «мы бедные, покормите нас, мы будем хорошими», а ни один иностранный солдат даже не навел ружье в его сторону. Кстати, западные аналитики много говорят как раз о том, что с учетом 5600 (или сколько там) боеголовок единственно верная стратегия Запада по защите от российской агрессии — это дать России спокойно убиться о стену самой. Это будет, наверное, долгий процесс, потому что и Китай помогает, и рыночные отношения пока внутри, и сырье дорогое, но Запад вообще не торопится. Так что мы можем лишь наблюдать.
(6) Обсуждать, «что было сделано не так». Всё было сделано не так. И что? Процессы, которые мы наблюдаем – социально-тектонические, где-то в глубине общества двигаются гигантские литосферные плиты страт: их интересы, убеждения, фобии, привычки меняются или нет – и в результате где-то происходит землетрясение переворота или через вулкан политической борьбы вылетает вдруг поток лавы типа «Вагнера» или черный кусок камня, типа того, что сидит в Кремле. Ни лава, ни камень не принимали этого решения; никто по отдельности его не принимал. Так сложилось. Можно ли из этого извлечь урок? Можно, наверное, два: (1) развитые общества должны брать архаичные под контроль в момент их слабости, если не хотят, чтобы последние на новом витке цикла усилились и попытались навязать архаику остальным. (2) Вся Земля является социальной сейсмо-активной зоной. Жить в социуме надо так, как будто вы ждете землетрясения всегда. Знайте, куда побежите, и как спасете близких если оно произойдет.
(7) Дискутировать, есть ли «хорошие русские». Эта дискуссия абсурдна сама по себе (конечно есть, так же как есть плохие украинцы и пр.), но еще абсурднее ее полная бессмысленность в практическом смысле. Предположим на секунду что мы установили, что «нет хороших русских». Кому и как это поможет в жизни? В основном – это поможет тем самым «русским», поддерживающим Кремль: заявление «нет хороших русских» настолько отдает фашизмом, что «русским патриотам» останется добавить «мы же говорили», и их легенда о войне с нацистами будет звучать чуть правдоподобнее. Ну а если мы установим, что они «есть»? «Хорошим русским» это никак не поможет (им помогли бы более адекватные действия европейских администраций, но те ФБ не читают). А кому?
Далее я буду поступать как Netflix. Я посмотрю на интерес читателей, и если лайков и комментариев будет много, то выпущу следующую серию «Бесполезные действия тех, кто уехал». Всего может набраться на целый сезон, но это зависит от рейтинга.