Добрый день!
В XIX в. исследователи постепенно усложняли и изменяли идентификацию тептярей. Рассмотрим мнения нескольких авторов и исследователей XIX в.
Пётр Иванович Кеппенг - учёный, историк и географ
П.И. Кеппенг в своих трудах описывает тептярей Волго-Уральского региона. Например, тептяри Вятского края не составляли не отдельного племени и даже племенной ветви. Он называл их бобылями, произошедшие от беглых татар, поселившиеся между башкирами. А про тептярей Пермской губернии говорит следующее:
суть черемисы, вотяки, чуваши: под бобылями же здесь разумеются татары, перемешавшиеся с вотяками
П.И. Кеппенг в своих работах показывает региональную неоднородность тептяр.
Павел Иванович Небольсин - историк, этнограф и литератор
В своём труде «Рассказы проезжего» о тептярях высказывает следующее мнение:
припущенники башкирцев, состоявшие из разного сброда финских племён, составили впоследствии отдельную массу народа, известную под названием «тептярей и бобылей» с уничтожением когда-то тептярских полков, естественным образом обратившихся в государственных крестьян, какими они сами уж давно привыкли себя считать.
П.И. Небольсин впервые отнес тептярей к финским народам.
Шарль Эжен Уйфальви де Мезоковезд - французский антрополог и этнограф, финно-угровед
В ходе ходе научной экспедиции 1876 по 1878 гг. посетил Башкирию. И он отнёс тептярей к этническому новообразованию, которое сформировалось от смешения башкир с татарами.
В следующий раз последняя статья будет посвящена авторам XX в. Предыдущие статьи можно прочитать тут 👇
«Тептяри - поселенцы или отвергнутые жители?»
«Язык тептярей. Какой он и на что похож?»