Материал подготовлен проектом "Собакин Город" для журнала Муниципальная Россия
38% российских домохозяйств владеют собакой
По результатам исследования ВЦИОМ (2019) собаки живут дома у 38% Россиян. Количество семей, у которых есть собаки сопоставимо с количеством семей, у которых есть дети, пожилые родители, автомобиль. Владельцев собак намного больше, чем людей, занимающихся спортом или лиц с ограниченными возможностями здоровья. Это означает, что проблемы собаководов, качество городской среды для жизни с собакой такая же актуальная тема, как и пробки, парковки, парки, детские площадки и безбарьерная среда.
Главный стимул завести собаку - любовь к животным и позитивные эмоции
В рамках исследования ВЦИОМ респондентам задавался открытый вопрос “Если Вы завели домашних питомцев, то с какой целью?”. Всего было получено 27 ответов типичных ответов. 22 ответа из 27 носят ценностный характер. Вот только некоторые и них: люблю домашних животных (20%), внуки/дети захотели (16%), без них плохо и скучно (16%), приютили/жалко было (11%), заботится о них (7%), компаньон/друг/член семьи (6%) и так далее.
Только 5 ответов респондентов являются утилитарными: для охраны (16%), мышей ловить (12%), для еды (5%), для охоты (1%), для разведения (1%).
Эти данные красноречиво свидетельствуют о том, что в современном российском обществе отношение к собакам существенно изменилось, собаки ценятся в первую очередь за то, что повышают качество нашей жизни, дарят позитивные эмоции, помогают преодолеть одиночество и учат ответственности.
Собаки для горожан - это члены семьи
В 2019-2020 гг. Mars Petcare и Яндекс Маркет проводили исследование отношения горожан к своим питомцам. Более 70% респондентов ответили, что относятся к своим питомцам как к членам семьи. Владельцы собак выкладывают с ними фото в социальных сетях, посещают общественные заведения, воспитывают и покупают игрушки. Более 80% респондентов отметили, что питомец помог им пережить карантин: радостно встречал дома, помогал справится с негативными переживаниями, поддерживал и помогал не чувствовать себя одиноким. Более 90% уверены, что хорошо знают своих питомцев.
Собаки делают нас не только счастливее, но и здоровее
По результатам исследования проекта Собакин Город большинство владельцев собак во время прогулок ценят общение со своим питомцем и комфортную физическую нагрузку. Американские исследования показывают, что регулярные прогулки с собакой безусловно позитивно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой, иммунной, дыхательной системах. Владельцы собак намного реже болеют, лучше себя чувствуют, а в случае простудного или вирусного заболевания переносят его легче, чем горожане без собак.
Российские города недостаточно комфортны для жизни с собаками
Для того, чтобы понять насколько города комфортны для жизни с собаками мы провели собственное исследование мнения жителей г.Москва. В результате были выявлены сильные стороны и дефициты города для жизни с собакой. К сожалению, с высокой степенью уверенности мы можем утверждать, что ситуация в остальных городах Российской Федерации хуже, чем в Москве. А это значит, что те проблемы и дефициты, которые выявляет исследование, актуальны для всех остальных городов, а все позитивные аспекты среды реализуются в городах не в полной мере.
Итак, что говорят москвичи о dog-friendly среде своего города? Из позитивных аспектов можно отметить дружелюбные отношения между владельцами, большое количество парков и скверов для прогулок, достаточно лояльное отношение некоторых кафе, почтовых и банковских отделений. Большинство респондентов отмечает, что в городе достаточно зоомагазинов и ветеринарных клиник, однако, хорошие клиники все равно в дефиците.
К сожалению, горожане также отмечают большое количество дефицитов.
Во-первых, в городе категорически не хватает инфраструктуры для выгула и дрессировки. Специализированные площадки, где с собакой можно позаниматься или отпустить играть без поводка с другими собаками, практически отсутствуют, а те что есть находятся в крайне плачевном состоянии. Ключевая проблема заключается в том, помимо плохого состояния, существующие площадки являются исключительно дрессированными, т.е. наполнены специальным оборудованием. В то время как большинство владельцев нуждаются в комфортном месте для игр и общения. Только на площадке собака может свободно передвигать без поводка и удовлетворять свою потребность в движении, чем меньше площадок - тем больше стресса испытывают питомцы. Кроме того, в общественных пространствах крайне недостаточно урн для фекалий, во многом из за этого владельцы часто не убирают за своей собакой.
Во-вторых, большинство городских сервисов - кафе, магазинов, ресторанов, банковских и почтовых отделений все же не рады четвероногим гостям. Кроме того многие респонденты отмечают, что правила посещения непрозрачны и это создает дополнительный стресс. В какие-то магазины можно легко зайти с собакой если сделать то уверенно, при том, что маркировка отсутствует. В другие же наоборот, невозможно зайти с питомцем даже несмотря на разрешение. В конечном счете, политику каждого заведения определяет конкретный охранник и то, в каком настроении он пришел на работу. Все это создает большое количество барьеров для посещения. Это означает, что прогулку с собакой сложно совместить с походом в магазин или другими бытовыми делами, и из-за того время прогулки приходится сокращать.
В-третьих, все участники исследования отмечают дефицит профессиональных кинологов и отсутствие достоверной и понятной информации о воспитании и обучении собаки. Безусловно, сейчас активны большое количество онлайн школ, но все это вряд ли может заменить очную работу со специалистом. Хороших кинологических центров не так много и до них далеко добираться. Эти факторы и ряд других приводят к тому, что в Москве довольно плохо развита культура ответственного владения собакой. Культура ответственного владения включает в себя воспитание собаки, регулярные медицинские осмотры, понимание ее поведения и умения создавать для нее оптимальные условия, понимание особенностей психики собаки, привычку убрать за своей собакой фекалии и многое другое.
Dog-friendly городская среда включает в себя инфраструктуру, культуру ответственного владения и соответствующие сервисы
В рамках проекта Собакин Город мы разработали модель городской dog-friendly среды. Эта модель включает в себя три группы факторов.
Первая группа факторов - инфраструктура. В городе должно быть достаточное количество площадок для собак, причем площадки должны быть удобными не только для дрессировки собак, но и для их свободных игр и социализации. Также площадки для собак должны обладать инфраструктурой для комфортного пребывания владельцев. Как минимум, они должны быть оснащены навесами, удобными лавочками. Опционально - вендинговый аппарат с кофе, пакетами для фекалий, лакомством для собак. Такие площадки должны стать центром социальной жизни района, местом встречи и общения. Также важными элементами инфраструктуры являются урны для фекалий, которые должны располагаться в достаточном количестве на основных маршрутах для прогулок. Еще один важный элемент инфраструктуры это информационные стенды, на которых должна быть интересная и познавательная информация о воспитании собаки, основам дрессировки, рекомендации по ветеринарному сопровождению а также просто интересный контент.
Вторая группа факторов - культура ответственного владения. Dog-friedly среда предполагает, что люди достаточно хорошо понимают свою собаку, соблюдают правила выгула, убирают за своей собакой, избегают конфликтов между питомцами. Собаки должны быть воспитаны и управляемы, не причинять беспокойство окружающим людям.
Наконец сервисы - это третья группа факторов. С одной стороны, в городе должно быть достаточно специализированных сервисов для владельцев питомцев: зоомагазинов, ветеринарных клиник, кинологических центров, груминговых салонов. Также очень важно, чтобы эти сервисы участвовали в социокультурной жизни собаководов, проводили мероприятия, лектории, семинары и презентации. Эти события также могут происходить на специализированных площадках. С другой стороны, не специализированные сервисы (кафе, магазины, почта, банки и др, а также общественный транспорт) должны быть более дружелюбны к домашним животным.
Dog-friendly среда повышает качество жизни в городе
В начале статьи мы упомянули результаты исследования ВЦИОМ: собака есть у 38% процентов домохозяйств. Это означает, что качество среды в городе для жизни с собакой определяет качество жизни чуть больше, чем трети жителей. В городе с развитой dog-friendly средой горожане больше времени проводят со своей собакой, больше гуляют на свежем воздухе, испытывают меньше стресса и в конечном счете дольше живут и испытывают больше социального оптимизма и лояльности городской администрации.
Благодаря распространению культуры ответственного владения собаки становятся более воспитанными а владельцы убирают за ними фекалии, город становится чище и, в конечном счете, 62% горожан, которые не являются собаководами, также ощущают позитивные изменения.
Еще больше исследований о жизни с собаками в городе в телеграм-канале "Собакин город".